Утверждаю
Директор МКОУ СОШ №22
Голобоков М.Г._________
«___________________»
Комплексно-целевая программа
«Одаренные дети»
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №22 сельского поселения
«Поселок Этыркэн»
Сроки реализации программы: 2011-2015 учебные годы.
Основание для разработки: Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 №176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года «Одаренные дети»
Основные разработчики программы: Администрация МКОУ СОШ №22 п. Этыркэн.
1. Актуальность проблемы.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В основе школьной программы «Одаренные дети» лежит Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 №176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 года «Одаренные дети Красноярья». Реализация данной программы предъявляет и высокие требования к школе.
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в Вузы.
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, его развитие сопровождается через урок, через внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности.
Основные идеи работы с одаренными детьми в школе:
способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;
основополагающими элементами системы работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые потребности и организованное в пространстве общеобразовательной школы); обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов, а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
2. Цели и задачи.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Задачи:
Обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми ;
Создание календарного плана мероприятий для участия в конкурсах различных уровней;
Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений;
Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных;
Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.
3. Ожидаемые результаты реализации программы
- Создана нормативно-правовая база, регламентирующая работу с одаренными детьми в образовательном учреждении;
Охвачены различными формами работы с одаренными детьми не менее 70 % школьников;
Разработана и реализована летняя образовательная программа «Мир грёз» для детей художественной одарённости;
Запланировано ежегодное повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми (1 педагог);
Внесены изменения в Положение о стимулирующих надбавках для педагогов, работающих с одаренными детьми.
4. Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одаренные дети»
1.1.Исполнение государственных принципов образования ст.Закона РФ «Об образовании»
1.2.Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
1.3.Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.4.Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.
1.5.Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
1.6.Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
1.7.Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
1.8.Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Организационная деятельность школы
2.1.Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
2.2.Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.
2.3.Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.
2.4.Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ЦДТ, ДЮСШ и др.).
3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
3.1.Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
3.2.Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и республиканских олимпиадах.
3.3.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
4.1.Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживание результатов работы со способными учащимися.
4.2.Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
4.3.Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
5. Нормативно-правовая база
Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.
Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года «Одаренные дети Красноярья»
Положение о работе с одаренными.
Положение по проведению школьных олимпиад.
Положение о школьной конференции
Положение о проведении предметной недели (декады)
Устав НОУ
Положение «Ученик года»
Положение о клубе «Юнармеец»
Приказ о назначении ответственных за работу с одаренными детьми
Приказ об утверждении тем исследовательских работ
6. Этапы реализации
1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2011-2012 годы)
Мониторинг одаренности.
Создание:
- банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными детьми
Организация:
- системы дополнительного образования;
- внеклассной работы по предмету;
- деятельности научного общества.
2 этап: деятельностный (2011-2012 годы)
- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Внедрение метода проектов.
- Учет индивидуальных достижений.
- Проведение выставок детского творчества.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2012-2015 года)
- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
- Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
- Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
7. Основные мероприятия программы
Организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
Участие в районных и краевых интенсивных школах;
Приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работы с одаренными детьми;
Приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одаренных детей.
Подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников.
Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.
8. Основные направления работы.
Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и облучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
Интеллектуальное:
Работа школьного НОУ:
- Естественно-математическая секция;
- Историко-краеведческая секция;
- Информационно-коммуникативная секция;
- Гуманитарная секция;
- Школьные конкурсы, олимпиады, викторины, интеллектуальные игры;
- Районные интенсивные школы;
- Краевые интенсивные школы;
- Подготовка к олимпиадам
Творческое:
Спецкурс «Основы журналистики»
Мастерская художественного слова «Колокольчики детства»
Творческая мастерская ИЗО и прикладного искусства
Мастер-класс «Фантазия»
Музыкальный класс
Районная интенсивная школа
Спортивное:
Клуб «Юнармеец»
Футбольная лига
Социальное (коммуникативное)
Школа «Лидер»
9. Кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Подбор учителей, работающих с одаренными детьми, их профессиональная подготовка.
Наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
Приобретение литературы для углубленного изучения предметов? методической литературы.
Создание дидактических, раздаточных материалов.
Приобретение дополнительных наглядных пособий.
Использование компакт-дисков по предметам.
Компьютерные учебные программы.
10. Формы проведения мониторинга реализации Положения о работы с одаренными детьми
Наблюдение
Общение с родителями
Работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа
Предметные олимпиады
Общешкольная конференция достижений учащихся
Предметные недели, декады
Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми
Внутришкольный контроль
Творческие отчеты кружков, студий и спортивных секций
Тематические конкурсы, выставки
Факультативы
НОУ
Рейтинг «Наше участие»
11. Модель одаренного ребенка:
Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
12. Участники реализации данной программы:
Администрация школы (директор, заместители);
Рабочая группа, состоящая из учителей, имеющих первую квалификационную категорию;
Руководители школьных методических объединений;
Учителя – предметники;
Классные руководители;
Руководители кружков и секций.
13. В настоящее время в школе на 4-5 обучается 35 учащихся из них 2 отличника. Детей обучающихся с одной или двумя тройками 15, это дети которые могут учиться на 4 и 5 и школа в ходе реализации программы решит проблему увеличения количества хорошистов, повышения качества знаний.