Утверждаю Директор МКОУ СОШ №22 _____________ Голобоков М.Г. « ___» ____________ 2012 г |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 сельского поселения «Поселок Этыркэн» Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края
2012 -2013 учебный год.
Пояснительная записка
к учебному плану на 2012-2013 учебный год
МКОУ СОШ № 22 п. Этыркэн.
Учебный план МКОУ СОШ № 22 разработан на основе следующего нормативно- правового обеспечения:
- Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
- Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановление Правительства РФ);
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», раздел X (Постановление от 29 декабря 2010 года № 189);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрирован в Минюсте России 21 февраля 2012 г., регистрационный номер 23290);
- Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 31.08.2009 г № 320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования РФ от 05.03.2004г № 1089»;
- Приказ Минобразования России от 19. 10.2009 г № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования РФ от 05.03.2004г № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012г № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
- Приказа министерства образования Хабаровского края от 30.05.2006 года № 451 «Об утверждении примерного учебного плана для 9-х классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края, осуществляющих предпрофильную подготовку в 2006 / 2007 учебном году»;
- Приказа министерства образования и науки Хабаровского края от 21.04.2006 г. № 316 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для учреждений среднего (полного) общего образования Хабаровского края».
- Приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 25.08.2010 г № 1775 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края».
- Письмо Министерства образования Хабаровского края от 01.02.2007г. № 2-5-329 «О преподавании истории в старших классах»
- Письмо Министерства образования Хабаровского края от 01.06.2011г. № 04.1-17-4278 «Об использовании в общеобразовательных учреждениях нормативных документов, определяющих содержание общего образования».
- Письмо Министерства образования Хабаровского края от 10.06.2011г. № 04.1-17-4659 «Об организации учебного процесса в 1-х классах образовательных учреждениях Хабаровского края».
- Письмо Министерства образования Хабаровского края от 10.06.2011г. № 04.1-17-4659 «Организация внеурочной деятельности в начальной школе».
Учебный план школы отражает современные тенденции обновления содержания образования на федеральном, региональном уровнях, социальный заказ родителей, учитывает особенности педагогического коллектива, способности учащихся, возможности материально-технической базы, а также специфику общеобразовательного учреждения.
Обучение проводится по учебным предметным программам и учебникам, соответствующим минимуму содержания общего образования. В учебном процессе используются примерные программы, авторские программы и учебники, соответствующие федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Образование реализуется по разным технологиям и обеспечивает изучение федерального компонента государственного стандарта.
На изучение федерального компонента отведено 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования, на региональный компонент не менее 10%. Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения используются для введения новых предметов, факультативов, проведения индивидуальных и групповых занятий.
Начальное общее образование
Начальная школа обучается по комплекту учебников «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой. Учебный план для 1, 2, 3, 4 классов составлен с учетом максимальной нагрузки 20, 25, 25, 25 часов, соответственно.
Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы - не менее 34 учебных недель.
Учащиеся 1-х классов занимаются по пятидневной учебной неделе, 2-4-х классов – по шестидневной учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям Стандарта. В учебном плане отражены основные показатели базисного учебного (образовательного) плана: все учебные предметы, недельное распределение часов по предметам, предельно допустимая аудиторная нагрузка, а также подробно расписан раздел «Внеурочная деятельность» по направлениям, определенным основной образовательной программой школы. Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, технология).
Преподавание осуществляется по государственным программам и базовым учебникам. Суммарное количество часов по образовательным областям соответствует количеству часов ФБУП ОУ.
Учебный план 1 – 2 классов составлен на основе примерной основной образовательной программы (сост. Савинов Е.С. -2-е изд, перераб.-М., Просвещение, 2010), рекомендованной к использованию образовательными учреждениями Российской Федерации решением Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации( протокол заседания Координационного совета от 28 июля 2010 года) с учетом особенностей и специфики Основной образовательной программы начального общего образования, в основе которой лежат образовательная система программы «Гармония».
Образовательный план для 1-2 -х классов МКОУ СОШ № 22 является нормативным документом по введению в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам.
Образовательный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Инвариантная часть реализует основное содержание образования, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Вариативная часть учебного плана представлена внеурочной деятельностью, организована в соответствии с требованиями ФГОС по основным направлениям развития личности. Содержание внеурочной деятельности реализуется через экскурсии, кружки, секции, конференции, олимпиады, конкурсы и другие формы отличные от классно-урочной. Внеурочная деятельность не является аудиторной нагрузкой и может чередоваться с урочной в рамках реализации основной образовательной программой класса.
На внеурочную деятельность в 1 и 2 классах выделено по 10 часов.
Со 2 класса вводится учебный предмет «Английский язык», изучается по 2 часа в неделю.
На образовательную область «Физическая культура» в 1 – 2 классе отводится 2 часа.
Во 2 классе на часть, формируемую участниками образовательного процесса, отводится 3 часа:
- для организации коррекционной работы со слабоуспевающими учащимися вводится 1 час на индивидуально-групповые занятия по математике.
- с целью реализации программы ХККГОСОО во 2 классе за счет часов регионально-национального компонента образовательного учреждения в учебный план вводится 1 час факультативных занятий по «Литературе Дальнего Востока».
- 1 час отводится на факультативное изучение курса «Информатика и ИКТ».
Учебный план для 3-4 классов составлен в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», в редакции приказа Министерства образования РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», приказом от Минобрнауки России от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
По своей структуре учебный план 3-4 классов соответствует базисному плану 2004 года. Учебная нагрузка состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из часов школьного и регионального компонента.
В 3-4 классах продолжается изучение иностранного языка, на изучение которого отводится 2 часа в неделю. В общеобразовательном учреждении в качестве иностранного языка выбран «Английский язык».
Учебный предмет «Информатика и ИКТ», согласно методическим рекомендациям ХК ИППК ПК «Об особенностях реализации содержания курса «Информатика и ИКТ» в условиях развивающейся системы образования Хабаровского края», 2009 год, изучается в 3-х, 4-х классах по 3 модели начального обучения информатике в качестве самостоятельного учебного предмета за счёт уменьшения количества часов предмета «Технология».
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается через интегрирование с предметами – «Окружающий мир», «Технология», «Физическая культура».
В связи с приказом Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012г №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для ОУ РФ», в учебный план 4 класса введен учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебный предмет «Физическая культура» в 3-4 классах изучается 3 часа в неделю согласно приказу МОиН РФ от 30.08.2010 г № 889. Дополнительный 3 час добавлен из часов раздела «Региональный компонент и компонент образовательного учреждения».
В 3-4 классах часы регионального (национального) компонента и компонента образовательного учреждения распределены следующим образом:
- для организации коррекционной работы со слабоуспевающими учащимися вводятся часы на индивидуально-групповые занятия по математике и русскому языку.
- с целью реализации программы ХККГОСОО в 3 -4 классах продолжается изучение «Литературы Дальнего Востока» в рамках факультативных занятий.
Основное общее образование
Учебный план для 5 - 9 классов разработан на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312, изложенного в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 г. №1994.
В учебный план школы включены следующие предметы федерального компонента: русский язык, литература, английский язык, математика, алгебра, геометрия, история России, всеобщая история, обществознание, природоведение, физика, биология, география, химия, музыка, ИЗО, технология, черчение, физическая культура, МХК.
Преподавание осуществляется по государственным программам и базовым учебникам. Суммарное количество часов по образовательным областям соответствует количеству часов ФБУП ОУ.
Для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности из регионального (национально-регионального) компонента добавлены часы в 6 классе – 1 час учебного предмета «География» и 1 час учебного предмета «Биология». Таким образом, изучение предметов география и биология будет вестись по двухчасовым программам.
В связи с тем, что авторская программа (Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл./ М. М. Разумовская – М.: Дрофа, 2003) по русскому языку в 7 классе рассчитана на 170 часов обучения, то в учебный план 7 класса вводится дополнительный час для реализации программы в полном объеме за счет часов, отведенных на региональный компонент и компонент образовательного учреждения.
В целях удовлетворения запросов обучающихся и их родителей, в 7-8 классах из раздела «Компонент образовательного учреждения» выделены часы на проведение индивидуально-групповых занятий по «Географии» - 1 час.
В 8, 9 классах предмет «Черчение» изучается за счет часов из раздела «Региональный компонент и компонент образовательного учреждения».
Учебный предмет «ОБЖ» в 5, 7 классах 1 час в неделю изучается за счет часов из раздела «Региональный компонент и компонент образовательного учреждения». Преподавание «ОБЖ» как отдельный предмет введен с целью освоения знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни, т.к. дети проживают в поселке расположенном вблизи с лесным массивом, железной дорогой. В 6 классе для реализации тем предмета «ОБЖ» в школе разработаны школьные поручения.
В 8 классе предмет «ОБЖ» изучается как самостоятельный за счет часов федерального компонента.
В 9 классе предмет «ОБЖ» изучается как самостоятельный предмет за счет часов регионального компонента согласно письму Министерства образования Хабаровского края от 01.06.2011г. № 04.1-17-4278 «Об использовании в общеобразовательных учреждениях нормативных документов, определяющих содержание общего образования».
Для завершения курса основной школы образовательной области «Искусство» в 8 и 9 классах обязательными являются предметы «Музыка» и «ИЗО», на изучение которых отводится 1 час в неделю.
Учебный предмет «Физическая культура» в 5-9 классах изучается 3 часа в неделю согласно приказу Минобрнауки РФ от 30.08.2010 г №889.
Факультатив «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах изучается за счет часов из раздела «Региональный компонент и компонент образовательного учреждения» с целью соблюдения преемственности.
С 8 класса начинается обязательное изучение курса «Информатика и ИКТ» (1 час в неделю).
С целью соблюдения преемственности в основном звене в 5-8 классах продолжается изучение факультативного курса «Литература ДВ» по 1 часу в неделю.
С целью повышения уровня качества знаний и развития индивидуальных способностей школьников введены часы индивидуальных и групповых занятий по математике и русскому языку, которые обеспечивают организацию индивидуальной работы по учебным предметам в 5, 6, 8 классах.
На основании письма Министерства образования и науки Хабаровского края от 01.02.2007г. № 2-5-329 «О преподавании истории в старших классах» прохождение программ по истории России и всеобщей истории ведется раздельно. Ввиду того, что авторская программа Сахарова А.Н. «История России» рассчитана на два часа, то на учебный предмет «История России» в 9 классе отводится 2 часа. На изучение предмета «Всеобщая история» из компонента образовательного учреждения выделяется 1 час.
Предпрофильная подготовка в 9 классе представлена предметными курсами по выбору – русский язык: «Основы делового общения» - 34 часа, математика: «Степенная функция» - 34 часа.
Ориентационная работа в предпрофильном классе представлена курсом «Твоя профессиональная карьера» - 17 часов, а информационная работа - экскурсиями на производство, семинарами по предпрофильному обучению, конференциями, беседами с учащимися.
Среднее (полное) общее образование
Структура учебного плана 10-11 классов соответствует базисному учебному плану для учреждений среднего (полного) общего образования Хабаровского края (приказ министерства образования края от 21 апреля 2006 г. №316) с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2011 г. №1994. В нем сохранена идея двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта, учтены нормативы учебного времени.
На 3 ступени обучения реализуется универсальное обучение.
В целях удовлетворения запросов обучающихся и их родителей, в 10, 11 классах (универсального обучения) из вариативной части федерального компонента взято 1 час на увеличение количества часов по математике. Таким образом, изучение предмета «Алгебра и начала анализа» в 10, 11 классах осуществляется по авторской 3-часовой программе.
На основании письма Министерства образования и науки Хабаровского края от 01.02.2007г № 2-5-329 «О преподавании истории в старших классах» основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования в полной средней школе реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история». Предполагается их синхронно-параллельное изучение.
На элективные курсы в 10, 11 классах отведено 9 часов в неделю, что позволяет развить содержание базовых предметов, удовлетворить познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН МКОУ СОШ № 22 на 2012-2013г.
1 – 2 классы. УМК «Гармония».
(1 класс – пятидневная учебная неделя
2 класс – шестидневная учебная неделя)
Образовательная область | Учебный предмет | Количество часов в неделю | |
1 класс | 2 класс | ||
Филология | Русский язык | 5 | 5 |
Литературное чтение | 4 | 4 | |
Английский язык | - | 2 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | 2 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | |
Физическая культура | Физическая культура | 2 | 2 |
Технология | Технология | 1 | 1 |
Итого: | 20 | 22 | |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | - | 3 | |
Литература ДВ (факультатив) | - | 1 | |
Математика (ИГЗ) | - | 1 | |
Русский язык (ИГЗ) | - | 1 | |
Максимально-допустимая недельная нагрузка | 20 | 25 | |
Внеурочная деятельность (направления): | 10 | 10 | |
Спортивно-оздоровительное | 3 | 3 | |
Художественно-эстетическое | 2 | 2 | |
Научно-познавательное | 1 | 2 | |
Гражданско-патриотическое | 2 | 1 | |
Общественно-полезная деятельность | 1 | 1 | |
Проектная деятельность | 1 | 1 | |
Всего к финансированию | 30 | 35 |
Внеурочная деятельность. 1 класс. 2012 -1013 учебный год.
№ | Направления внеурочной деятельности | Кол-во часов | Виды деятельности | Формы | Программы |
1
| Спортивно- оздоровительная
| 2 | Спортивно-оздоровительная студия
| Занятия в спортивной студии (подвижные игры), беседы о ЗОЖ, школьные спортивные турниры, викторины, соревнования и т.д. | Программа «Подвижные игры», автор Останко Л.В., Ермакова Е.А. |
1 | Эстетический блок, правовой, психологический, семьеведческий, медикогигиенический, краеведческий, спортивный блоки. | Программа «Школа здорового образа жизни», автор И.А.Еськова, Н.А.Пристанскова, Е.М.Гаврилова | |||
2 | Художественно - эстетическая | 1 | Художественный кружок
| Художественные выставки, занятия в кружке художественного творчества. | Программа «Волшебный карандаш», автор Асламова Д.А. |
1 | Общекультурное направление деятельности. Кружок
| Этика общения, этика взаимоотношений в коллективе и окружающими, этикет. Игры, экскурсии, праздники, конкурсы | Скорректированная программа «Путешествие по стране этикета», составлена учителем начальных классов Голобоковой О.Г. | ||
3 | Научно – познавательная | 1 | Познавательная деятельность. Экологический клуб. | Викторины, познавательные игры, познавательные беседы, общественный смотр знаний. | Программа «Почемучка», автор Гераськина Е.Г. и др. |
4 | Гражданско – патриотическая | 2 | Духовно-нравственное направление деятельности. Кружок | Теоретические занятия, практические занятия: выставки, праздники, заочные путешествия, викторины, КТД, встречи с интересными людьми. | Скорректированная программа «Мы –патриоты России», составлена учителем начальных классов Голобоковой О.Г. |
5 | Общественно-полезная деятельность | 1 | Кружок прикладного творчества. | Рисование, аппликация, моделирование, конструирование, обучение основам дизайна. | Скорректированная программа « Город Мастеров», составлена учителем нач. кл. Голобоковой И.Н. |
6 | Проектная деятельность | 1 | Исследовательская деятельность. Научное общество учащихся | Сбор и обработка информации, создание проектов и их защита. | Программа «Юный исследователь», автор Писарев Д.И. |
| Итого: | 10 часов |
Внеурочная деятельность. 2 класс. 2012 -1013 учебный год.
№ | Направления внеурочной деятельности | Кол-во часов | Виды деятельности | Формы | Программы |
1 | Спортивно- оздоровительная | 2 | Спортивно-оздоровительная студия
| Занятия в спортивной студии (подвижные игры), беседы о ЗОЖ, школьные спортивные турниры, викторины, соревнования и т.д. | Программа «Подвижные игры», автор Останко Л.В., Ермакова Е.А. |
1 | Хореографический кружок
| Занятия в кружке, физические упражнения, конкурсы, фестивали, выставки, показательные выступления. | Программа «Ритмика и танец», автор Гуляев Е.А. | ||
2
| Художественно - эстетическая
| 1 | Художественный кружок
| Художественные выставки, занятия в кружке художественного творчества. | Скорректированная программа «Веселый карандаш», составлена учителем нач. кл. Голобоковой О.Н. |
1 | Досугово-развлекательная деятельность. Театральная студия
| Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
| Скорректированная программа «Театральная студия», составлена учителем начальных классов Зюзиной О.В. | ||
3 | Научно – познавательная | 1 | Познавательная деятельность. Кружок .
| Викторины, познавательные игры, познавательные беседы, общественный смотр знаний. | Программа «Риторика», автор Ладыженская Т.А.
|
1 | Познавательная деятельность. Экологический клуб. | Викторины, познавательные игры, познавательные беседы, общественный смотр знаний. |
Программа «Почемучка», автор Гераськина Е.Г. и др. | ||
Продолжение » |
|