Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22 п. Этыркэн

 

«Проектирование воспитательной системы

школы как социокультурного центра

сельского поселения»

Сроки эксперимента: 2012-2016 гг.

Основныеэтапы реализации эксперимента:

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТА

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.   

Планирование и прогнозирование результатов деятельности школы в соответствии с основными направлениями эксперимента.

Ежегодно

Педагогический совет

2.   

Формирование единого банка научно - методических и информационных материалов.

Постоянно

Методический совет

3.   

Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта (разработка и корректировка локальных актов, регламентирующих деятельность структур).

По необходимости

Администрация ОУ

4.   

Информирование общественности  о процессах и результатах развития школы через РОО, школьный сайт.

Ежегодно

Администрация ОУ

5.   

Определение общих ориентиров деятельности администрации школы, органов государственно-общественного управления, детского самоуправления, педагогического коллектива на каждом этапе реализации проекта.

Ежегодно

Педагогический совет

6.   

Рассмотрение на заседаниях педагогического совета хода выполнения проекта с приглашением социальных партнеров.

Ежегодно

Администрация ОУ

7.   

Мониторингреализациипроекта.

Ежегодно

Администрация. Педагогический совет

8.   

Проблемно-ориентированный анализ реализации задач проекта.

Ежегодно

Администрация ОУ

Реализация проекта:

Этапы

Период

Планируемая деятельность

1

1 этап  - проектно – мобилизационный

октябрь 2012 – ноябрь 2012

1.  В период с октября 2012 по ноябрь 2012 года МКОУ СОШ № 22 разработала проектный замысел воспитательной системы

школы как социокультурного центра сельского

поселения. В октябре на заседании МО прошло  ознакомление с его основными идеями педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров школы.

2. В связи с этим был  создан координационный совет для управления жизнедеятельностью социокультурного центра из представителей социальных партнеров школы (ФАП, пед.коллектив школы, д/с ).

В него вошли:

  • Захарченко Л.С.– заведующая детского сада «Солнышко» 
  • Бабичева И.В. – фельдшер  ФАП
  • Голобоков Н.Г. – глава сельского поселения «Посёлок Этыркэн»
  • Чупалова Ю.Н.– председатель Управляющего Совета

школы

3.  Разработана программа деятельности по формированию культурно – образовательного пространства села.

4. Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования воспитательной системы социокультурного центра.

Содержание воспитательной работы соответствует миссии, целям и задачам школы как социокультурного центра сельского поселения. Важным критерием является наличие условий для организации внеучебной деятельности.  В школе действуют следующие кружки и секции по направлениям:

- Художественно – эстетическое направление

- Физкультурно – спортивное направление

- Эколого – педагогическое направление

- Культурологическое направление.

В качестве структурных компонентов воспитательной системы выступают:

1. Годовой круг традиционных мероприятий

2. Школьное самоуправление

3. Система взаимодействия семьи и школы

4. Профилактика правонарушений.

5. Программа «Одарённые дети».

6. Программа работы с отстающими детьми.

7.Программа «Здоровье»

8. Программа подготовки детей к школе

Ориентация на развитие индивидуальности является целенаправленной. Моделирование и построение воспитательной системы социокультурного центра как благоприятной среды становления индивидуальности сельского ребенка следует рассматривать в качестве стратегического направления развития  воспитательной системы школы.

Учащиеся нашей школы с удовольствием принимают участие в интересных творческих мероприятиях в течение года, активно участвуют в районных, всероссийских конкурсах и спортивных соревнованиях.

2

2 этап – адаптация и конструирование

2013 – 2014 гг.

1. Организация предпрофильного обучения через факультативы, элективы с учётом запросов социума и учащихся.

2.      Создание системы внеурочной работы с повышением роли школьного самоуправления, направленной на развитие личности ребёнка (в соответствии с запросом социума).

3. Создание системы дополнительного образования школьников, направленной на проявление и развитие творческих способностей учащихся, презентацию их личностных достижений.

4.Взаимодействие школы с внешкольными учреждениями:

- Администрация поселка: организация труда и отдыха, работа с семьей.

- Комитете по физической культуре и спорту района

- ФАП: беседы и уроки по гигиене и здоровью

- Сельский ДК: участие в художественной самодеятельности и кружках

- Сельская библиотека: библиотечные уроки, выставки книг

- ОДН: работа с детьми девиантного поведения; профилактика правонарушений

- РОВД ГАИ: профилактика детского дорожно – транспортного травматизма

- Отдел опеки и попечительства: работа с проблемными семьями

- Детский сад №1: совместные мероприятия;

- ПЧ № 27, совместные мероприятия;

- Пожарная часть, совместные мероприятия;

- Районный музей п.Чегдомын.

- РОО

- Центр диагностики и консультирования,

- ЦРТДиЮ

- Школы района

- Интернет сообщества.

3

3 этап – совершенствование образовательной модели

2014 - 2015 гг.

1.Совершенствование модели образовательного блока на основе принципа  технологизации обучения.

2. Расширение блока дополнительного образования путём поиска и включения новых социальных партнеров.

3.  Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов.

4.  Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей и социальных партнёров процесса и результатов деятельности по построению системы ШСКЦ

5. Обобщение и презентация опыта работы по формированию и развитию ШСКЦ

6. Внешняя экспертиза результата инновационной деятельности.

7.  Определение перспектив дальнейшего развития.

 

4

4 этап – обобщающий

2015-2016 гг.

  1. Оценка результатов деятельности.
  2. Подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы на семинарах и конференциях, тиражирование накопленного опыта.
  3. Постановка новых стратегических задач развития общеобразовательной системы школы, подготовка текста новой программы развития школы.
  4. В случае успеха – продолжение эксперимента.

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22 п.Этыркэн

Отчет

о выполнении программы и плана эксперимента за первое полугодие 2012-2013 уч.годамуниципальной экспериментальной площадки  по теме

«Проектирование воспитательной системы

школы как социокультурного центра сельского

поселения»

 

I. Общие сведения об ОУ и экспериментальной деятельности на базе ОУ.

1.1. Данные об образовательном учреждении:

  • Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 сельского поселения «Посёлок Этыркэн» Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края
  • 682095 Хабаровский край Верхнебуреинский район п.Этыркэн

ул. Школьная д.7

1.2. Данные о руководителе экспериментальной площадки, контактном лице по вопросам экспериментальной деятельности, педагоге – экспериментаторе (группе педагогов):

 

Руководитель ЭП

Контактное лицо по вопросам экспериментальной деятельности

Педагог – экспериментатор/

группа педагогов

Фамилия, имя, отчество (полностью) 

Голобоков М.Г.

Голобоков М.Г.

Агарышева О.М.

Андреева О.Н.

Должность, квалификационный уровень 

Директор

1 категория

Директор

Зам. по ВР

Учитель физики

Телефон  

4-61-65

4-61-65

4-61-65

Е-mail 

golobocov-school@mail.ru

golobocov-school@mail.ru

golobocov-school@mail.ru

 

1.3.Данные о наличии документов, определяющих экспериментальную деятельность в ОУ (перечислить):

  • Приказ РОО № 369 от 15.10.2012г. «О присвоении образовательным учреждениям статуса «Муниципальная экспериментальная площадка» и пролонгации статуса действующим экспериментальным площадкам».

Приказ по школе № 60 от 17.03.13г. «О создании рабочих групп»

  • программа эксперимента.
  • Планы эксперимента:

план  экспериментальной площадки

планы работы кружков и спортивных секций

  • Положения:

Положение о муниципальной экспериментальной площадке.

Положение о рабочей группе.

Положение о руководителе экспериментальной площадки.

Положение о педагоге-экспериментаторе

  • План работы муниципальной экспериментальной площадки«Проектирование воспитательной системы школы как социокультурного центра сельского поселения»
  • 1.4. Данные об эксперименте и характеристика инновационной деятельности:
  • Тема эксперимента:

«Проектирование воспитательной системы

школы как социокультурного центра сельского поселения»

  • Ступень обучения, на которой осуществляется эксперимент: начальное, среднее, старшее звено
  • Обоснование актуальности, новизны и практической значимости инновации для развития системы образования в районе:

Изменения в жизни общества предъявляют новые требования как к обуча-ющимся, так и к самим образовательным учреждениям всех типов и видов. Необходимость повышения качества образования приобретает сегодня особое значение. Учащиеся должны не только овладеть современными знаниями, но и уметь адаптироваться к новым социальным условиям. Готовность обучающихся к самостоятельной жизни предполагает их подготовленность:

 

· к сознательному выбору профессии и осознанию своего соответствия к планируемому выбору;

  • к самостоятельной познавательной деятельности;

  • к профессиональному образованию;

  • к общению с людьми.

Сложность современного общества требует от детей и подростков самостоятельного мышления, умения критически воспринимать разнообразную и насыщенную информацию. Для того чтобы выпускники могли жить и трудиться в реформированном обществе, у них должны быть развиты такие качества, как: самостоятельность как наиболее значимое качество; коммуникабельность, способность организовывать свое поведение, ориентированность к предполагаемой профессии, другие качества личности в процессе социализации. В нашем понимании, социализация – это совокупный результат воспитания и обучения человека, позволяющий ему успешно сосуществовать в обществе, влиять на его развитие и удовлетворять свои, как личности потребности, это сложный процесс вхождения индивида в общество. Современное сельское образование представляет целостную систему, которая должна обеспечивать многофункциональную подготовку сельских жителей на протяжении всей жизни человека к успешной деятельности в важнейших сферах: профессиональной, сельскохозяйственной, семейной, культурно-досуговой, духовно-нравственной, общественно-политической, по охране своего здоровья.  Основной базой и фактически единственным социальным институтом, способным возглавить работу по оздоровлению сельской среды и созданию целостной системы современного образования сельских жителей (как детей, так и взрослых) является сельская общеобразовательная школа. Однако сегодня реальная социальная ситуация в маленьких посёлках России поставила школу в такие рамки: школа должна не только испытывать внешнее влияние среды, но и, в свою очередь участвовать в формировании этой среды в культурно-образовательном, информационном, правовом здоровьесберегающем плане.

Какие шаги предпринимает общество, представители образовательного процесса, сельская школа в решении этого вопроса?

Нам видится, что вариант «Развитие» наиболее приемлем для МКОУ СОШ № 22  для создания и проектирование воспитательной системы школы как социокультурного центра сельского поселения. Миссия сельской школы определяется активизированным педагогическим потенциалом субъектов образовательной среды сельского социума. Уникальность  сельской и малочисленных школ состоит в том, что они являются социокультурными центрами не одного села, а нескольких населённых пунктов, что предъявляет к их деятельности дополнительные требования. Особенность образовательного пространства такой школы – создание общественной организации – социокультурный центр на селе. Школа как социокультурный центр реализует в своей деятельности три важных принципа:

•        открытость функционирования;

•        единство научно-теоретической и практической деятельности;

•        равноценность всех видов педагогической деятельности (образования, воспитания, труда, досуга, социальной работы и физического развития)

 Миссию  социокультурного  центра можно считать реализованной, если центр:

- обеспечивает личностно-профессиональный рост участников образовательного процесса;

-  создаёт условия для самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации в обществе и физического развития;

  • Объект эксперимента:

Воспитательно-образовательный процесс МКОУ СОШ № 22 п.Этыркэн как социокультурного центра сельского поселения.

  • Предмет эксперимента:Педагогические условия организации воспитательно-образовательного процесса МКОУ СОШ № 22 п.Этыркэн как социокультурного центра сельского поселения, обеспечивающие реализацию эксперимента.
    • Цель:

Создание целостной системы работы образовательного учреждения как социокультурного центра через вовлечение детей, молодёжи, взрослого на­селения, общественных организаций и административных структур  района в совместную воспитательно-образовательную деятельность, способствующую воспитанию на селе культурного, образованного, физически и психи­чески здорового, предприимчивого хозяина, способного возродить сельское поселение

  • Задачи:

Задачами МКОУ  СОШ №22 как социокультурного центра являются:

  • привлечение социума к решению проблем школы и укрепление связей с окружающим социумом (сельский дом культуры, детский сад, ФАП)  и родительской общественностью.
  • разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования;
  • создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования, стремиться к разработке новых образовательных и учебных программ на интегративной основе.
  • развивать систему качественного образования  и предпрофильного обучения как основы социализации личности ребенка.
  • осуществить поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное научное исследование, расширить эту работу в рамках предметов по выбору, начиная с основной школы;
  • повысить эффективность использования объектов социально-культурной среды,  создать систему организации культурного досуга и спортивно-массовой работы среди населения.
  • организовать занятость детей во внеурочное время, включив в него социокультурный ресурс посёлка;
  • обеспечить воспитание лидерских качеств и общественной активности школь­ников средствами развития ученического самоуправления;
  • повысить роль и заинтересованность семьи в воспитании детей, создать систему работы с семьей;
  • создать психологическую службу и организовать ее работу в области психолого-педагогического сопровождения процесса развития;
  • совершенствовать систему воспитания здорового образа жизни, систему здоровьесберегающих технологий обучения; обеспечить формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;
  • перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогического процесса: учителей, родителей, учащихся;
  • создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования учителей;
  • разработать эффективный механизм согласования целей и преемственности между блоками: ДОУ -  начальная -  основная - средняя школа;

Аудитория, на которую ориентирована работа школы - учащиеся школы, родители, жители посёлка.

РАЗРАБАТЫВАЯ НОВУЮ МОДЕЛЬ СВОЕЙ ШКОЛЫ,

ПЕДКОЛЛЕКТИВ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО ЕСЛИ:

  • рассматривать развитие личности ребенка как главную цель воспитания, определяя главные цели от ребенка, его устремлений, личностных ресурсов, профессиональных задатков;
  • создать в школе оптимальные условия для индивидуального развития и самореализации в условиях разновозрастных и разнонаправленных объединений детей, учителей и жителей посёлка/сельского социума/;
  • содержание образования и воспитания строить на основе приобщения детей к народной национальной культуре, культуре земледелия, знаниям традиций и обычаев своего народа и совместного рождения, новых в целях возрождения и развития малой родины;
  • обеспечить координацию воспитательных усилий всего сельского социума вокруг ребенка,

ТОГДА:

обоснованно можно ожидать постепенное формирование социально-ориентированной, духовно-богатой личности, способной реализоваться в новых социально-экономических условиях, мобильной и готовой принести пользу обществу, прежде всего своей малой родине.

  • Гипотеза:

Если деятельность педагогического коллектива строить на принципах экспериментального обучения и создать в МКОУ СОШ № 22 необходимые воспитательно-педагогические условия, то большинство обучающихся овладеют ключевыми компетенциями, что поможет им адаптироваться в социуме

  • Участники эксперимента:учащиеся 1-11 классов, педагогические работники, родители, жители посёлка
  • Партнерство в рамках реализации программы и плана эксперимента (в т.ч. сетевое взаимодействие):

- Администрация поселка: организация труда и отдыха, работа с семьей.

- Комитете по физической культуре и спорту района

- ФАП: беседы и уроки по гигиене и здоровью

- Сельский ДК: участие в художественной самодеятельности и круж-ках

- Сельская библиотека: библиотечные уроки, выставки книг

- ОДН: работа с детьми девиантного поведения; профилактика правонарушений

- РОВД ГАИ: профилактика детского дорожно – транспортного травматизма

- Отдел опеки и попечительства: работа с проблемными семьями

- Детский сад №1: совместные мероприятия;

- ПЧ № 27, совместные мероприятия;

- Пожарная часть, совместные мероприятия;

- Районный музей п.Чегдомын.

- РОО

- Центр диагностики и консультирования,

- ЦРТДиЮ

- Школы района

- Интернет сообщества.

  • Критерии оценки результатов эксперимента:

Количественный и качественный показатели участия школьников в творческих  и учебных конкурсах, спортивных соревнованиях, рост качества знаний, проявление инициативы, самостоятельности.

Динамика изменений в состоянии психофизического и нравственного здоровья обучающихся

Динамика изменений в состоянии психофизического здоровья педагогов.

Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся, снижение случаев девиантного поведения, самоопределение  и готовность к непрерывному образованию.

Наличие в образовательной программе МКОУ курсов, направленных на повышение уровня знаний по здоровьесбережению и имеющих прикладной характер.

Степень готовности  к использованию ИКТ, устойчивые навыки работы с информацией.

Рост общественной активности, самореализация личности, как в учебных, так и в творческих делах.

Удовлетворение жизнедеятельностью всеми участниками эксперимента.

Расширение внешних связей

Укрепление кадрового потенциала, развитие содержания и методов образования.

Соответствие модели личности выпускника большинства обучающихся.

II. Информация о содержании проделанной работы за отчетный период и ее результативности.

2.1.Информация о содержании проделанной работы за отчетный период:

 В период с октября 2012 по ноябрь 2012 года МКОУ СОШ № 22 разработала проектный замысел воспитательной системы школы как социокультурного центра сельского поселения. В октябре на заседании МО прошло  ознакомление с его основными идеями педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров школы.

В связи с этим был  создан координационный совет для управления жизнедеятельностью социокультурного центра из представителей социальных партнеров школы (ФАП, пед.коллектив школы, д/с ).

В него вошли:

  • Захарченко Л.С.– заведующая детского сада «Солнышко» 
  • Бабичева И.В. – фельдшер  ФАП
  • Голобоков Н.Г. – глава сельского поселения «Посёлок Этыркэн»
  • Чупалова Ю.Н.– председатель Управляющего Совета

школы

Разработана программа деятельности по формированию культурно – образовательного пространства села.

2.2. Характеристика полученных результатов с позиции их эффективности, степень их  соответствия ожидаемым: 

Содержание воспитательной работы соответствует миссии, целям и задачам школы как социокультурного центра сельского поселения. Важным критерием является наличие условий для организации внеучебной деятельности.  В школе действуют следующие кружки и секции по направлениям:

- Художественно – эстетическое направление

- Физкультурно – спортивное направление

- Эколого – педагогическое направление

- Культурологическое направление.

В качестве структурных компонентов воспитательной системы выступают:

1. Годовой круг традиционных мероприятий

2. Школьное самоуправление

3. Система взаимодействия семьи и школы

4. Профилактика правонарушений.

5. Программа «Одарённые дети».

6. Программа работы с отстающими детьми.

7.Программа «Здоровье»

8. Программа подготовки детей к школе

Ориентация на развитие индивидуальности является целенаправленной. Моделирование и построение воспитательной системы социокультурного центра как благоприятной среды становления индивидуальности сельского ребенка следует рассматривать в качестве стратегического направления развития  воспитательной системы школы.

Учащиеся нашей школы с удовольствием принимают участие в интересных творческих мероприятиях в течение года, активно участвуют в районных, всероссийских конкурсах и спортивных соревнованиях.

 

2.3. Презентация результатов и продуктов экспериментальной деятельности;

2.4. Характеристика расходов на инновационную деятельность в общем бюджете учреждения (в т.ч. сумма доплат работникам учреждения за ведение инновационной деятельности, на приобретение основных средств и расходных материалов и т.п.).

Доплаты участникам эксперимента за работу не входящую в круг должностных обязанностей 20%.

III. Проблемы, трудности, выявленные в ходе реализации плана эксперимента за отчетный период, меры предпринимаемые для снижения рисков при реализации программы эксперимента.

Трудности при подготовке нормативных документов (Положений, составлении программ, планов работы и т.д.).

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz