Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22 п. Этыркэн
«Проектирование воспитательной системы
школы как социокультурного центра
сельского поселения»
Сроки эксперимента: 2012-2016 гг.
Основныеэтапы реализации эксперимента:
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТА
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Планирование и прогнозирование результатов деятельности школы в соответствии с основными направлениями эксперимента. | Ежегодно | Педагогический совет |
2. | Формирование единого банка научно - методических и информационных материалов. | Постоянно | Методический совет |
3. | Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта (разработка и корректировка локальных актов, регламентирующих деятельность структур). | По необходимости | Администрация ОУ |
4. | Информирование общественности о процессах и результатах развития школы через РОО, школьный сайт. | Ежегодно | Администрация ОУ |
5. | Определение общих ориентиров деятельности администрации школы, органов государственно-общественного управления, детского самоуправления, педагогического коллектива на каждом этапе реализации проекта. | Ежегодно | Педагогический совет |
6. | Рассмотрение на заседаниях педагогического совета хода выполнения проекта с приглашением социальных партнеров. | Ежегодно | Администрация ОУ |
7. | Мониторингреализациипроекта. | Ежегодно | Администрация. Педагогический совет |
8. | Проблемно-ориентированный анализ реализации задач проекта. | Ежегодно | Администрация ОУ |
Реализация проекта:
№ | Этапы | Период | Планируемая деятельность |
1 | 1 этап - проектно – мобилизационный | октябрь 2012 – ноябрь 2012 | 1. В период с октября 2012 по ноябрь 2012 года МКОУ СОШ № 22 разработала проектный замысел воспитательной системы школы как социокультурного центра сельского поселения. В октябре на заседании МО прошло ознакомление с его основными идеями педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров школы. 2. В связи с этим был создан координационный совет для управления жизнедеятельностью социокультурного центра из представителей социальных партнеров школы (ФАП, пед.коллектив школы, д/с ). В него вошли:
школы 3. Разработана программа деятельности по формированию культурно – образовательного пространства села. 4. Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования воспитательной системы социокультурного центра. Содержание воспитательной работы соответствует миссии, целям и задачам школы как социокультурного центра сельского поселения. Важным критерием является наличие условий для организации внеучебной деятельности. В школе действуют следующие кружки и секции по направлениям: - Художественно – эстетическое направление - Физкультурно – спортивное направление - Эколого – педагогическое направление - Культурологическое направление. В качестве структурных компонентов воспитательной системы выступают: 1. Годовой круг традиционных мероприятий 2. Школьное самоуправление 3. Система взаимодействия семьи и школы 4. Профилактика правонарушений. 5. Программа «Одарённые дети». 6. Программа работы с отстающими детьми. 7.Программа «Здоровье» 8. Программа подготовки детей к школе Ориентация на развитие индивидуальности является целенаправленной. Моделирование и построение воспитательной системы социокультурного центра как благоприятной среды становления индивидуальности сельского ребенка следует рассматривать в качестве стратегического направления развития воспитательной системы школы. Учащиеся нашей школы с удовольствием принимают участие в интересных творческих мероприятиях в течение года, активно участвуют в районных, всероссийских конкурсах и спортивных соревнованиях. |
2 | 2 этап – адаптация и конструирование | 2013 – 2014 гг. | 1. Организация предпрофильного обучения через факультативы, элективы с учётом запросов социума и учащихся. 2. Создание системы внеурочной работы с повышением роли школьного самоуправления, направленной на развитие личности ребёнка (в соответствии с запросом социума). 3. Создание системы дополнительного образования школьников, направленной на проявление и развитие творческих способностей учащихся, презентацию их личностных достижений. 4.Взаимодействие школы с внешкольными учреждениями: - Администрация поселка: организация труда и отдыха, работа с семьей. - Комитете по физической культуре и спорту района - ФАП: беседы и уроки по гигиене и здоровью - Сельский ДК: участие в художественной самодеятельности и кружках - Сельская библиотека: библиотечные уроки, выставки книг - ОДН: работа с детьми девиантного поведения; профилактика правонарушений - РОВД ГАИ: профилактика детского дорожно – транспортного травматизма - Отдел опеки и попечительства: работа с проблемными семьями - Детский сад №1: совместные мероприятия; - ПЧ № 27, совместные мероприятия; - Пожарная часть, совместные мероприятия; - Районный музей п.Чегдомын. - РОО - Центр диагностики и консультирования, - ЦРТДиЮ - Школы района - Интернет сообщества. |
3 | 3 этап – совершенствование образовательной модели | 2014 - 2015 гг. | 1.Совершенствование модели образовательного блока на основе принципа технологизации обучения. 2. Расширение блока дополнительного образования путём поиска и включения новых социальных партнеров. 3. Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов. 4. Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей и социальных партнёров процесса и результатов деятельности по построению системы ШСКЦ 5. Обобщение и презентация опыта работы по формированию и развитию ШСКЦ 6. Внешняя экспертиза результата инновационной деятельности. 7. Определение перспектив дальнейшего развития.
|
4 | 4 этап – обобщающий | 2015-2016 гг. |
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22 п.Этыркэн
Отчет
о выполнении программы и плана эксперимента за первое полугодие 2012-2013 уч.годамуниципальной экспериментальной площадки по теме
«Проектирование воспитательной системы
школы как социокультурного центра сельского
поселения»
I. Общие сведения об ОУ и экспериментальной деятельности на базе ОУ.
1.1. Данные об образовательном учреждении:
- Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 сельского поселения «Посёлок Этыркэн» Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края
- 682095 Хабаровский край Верхнебуреинский район п.Этыркэн
ул. Школьная д.7
- Телефон: 4 – 61 - 65
- Е-mail: golobocov-school@mail.ru
- Web-site: school22-eterken.narod.ru
1.2. Данные о руководителе экспериментальной площадки, контактном лице по вопросам экспериментальной деятельности, педагоге – экспериментаторе (группе педагогов):
| Руководитель ЭП | Контактное лицо по вопросам экспериментальной деятельности | Педагог – экспериментатор/ группа педагогов |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Голобоков М.Г. | Голобоков М.Г. | Агарышева О.М. Андреева О.Н. |
Должность, квалификационный уровень | Директор 1 категория | Директор | Зам. по ВР Учитель физики |
Телефон | 4-61-65 | 4-61-65 | 4-61-65 |
Е-mail | golobocov-school@mail.ru | golobocov-school@mail.ru | golobocov-school@mail.ru |
1.3.Данные о наличии документов, определяющих экспериментальную деятельность в ОУ (перечислить):
- Приказ РОО № 369 от 15.10.2012г. «О присвоении образовательным учреждениям статуса «Муниципальная экспериментальная площадка» и пролонгации статуса действующим экспериментальным площадкам».
Приказ по школе № 60 от 17.03.13г. «О создании рабочих групп»
- программа эксперимента.
- Планы эксперимента:
план экспериментальной площадки
планы работы кружков и спортивных секций
- Положения:
Положение о муниципальной экспериментальной площадке.
Положение о рабочей группе.
Положение о руководителе экспериментальной площадки.
Положение о педагоге-экспериментаторе
- План работы муниципальной экспериментальной площадки«Проектирование воспитательной системы школы как социокультурного центра сельского поселения»
- 1.4. Данные об эксперименте и характеристика инновационной деятельности:
- Тема эксперимента:
«Проектирование воспитательной системы
школы как социокультурного центра сельского поселения»
- Ступень обучения, на которой осуществляется эксперимент: начальное, среднее, старшее звено
- Обоснование актуальности, новизны и практической значимости инновации для развития системы образования в районе:
Изменения в жизни общества предъявляют новые требования как к обуча-ющимся, так и к самим образовательным учреждениям всех типов и видов. Необходимость повышения качества образования приобретает сегодня особое значение. Учащиеся должны не только овладеть современными знаниями, но и уметь адаптироваться к новым социальным условиям. Готовность обучающихся к самостоятельной жизни предполагает их подготовленность:
· к сознательному выбору профессии и осознанию своего соответствия к планируемому выбору;
• к самостоятельной познавательной деятельности;
• к профессиональному образованию;
• к общению с людьми.
Сложность современного общества требует от детей и подростков самостоятельного мышления, умения критически воспринимать разнообразную и насыщенную информацию. Для того чтобы выпускники могли жить и трудиться в реформированном обществе, у них должны быть развиты такие качества, как: самостоятельность как наиболее значимое качество; коммуникабельность, способность организовывать свое поведение, ориентированность к предполагаемой профессии, другие качества личности в процессе социализации. В нашем понимании, социализация – это совокупный результат воспитания и обучения человека, позволяющий ему успешно сосуществовать в обществе, влиять на его развитие и удовлетворять свои, как личности потребности, это сложный процесс вхождения индивида в общество. Современное сельское образование представляет целостную систему, которая должна обеспечивать многофункциональную подготовку сельских жителей на протяжении всей жизни человека к успешной деятельности в важнейших сферах: профессиональной, сельскохозяйственной, семейной, культурно-досуговой, духовно-нравственной, общественно-политической, по охране своего здоровья. Основной базой и фактически единственным социальным институтом, способным возглавить работу по оздоровлению сельской среды и созданию целостной системы современного образования сельских жителей (как детей, так и взрослых) является сельская общеобразовательная школа. Однако сегодня реальная социальная ситуация в маленьких посёлках России поставила школу в такие рамки: школа должна не только испытывать внешнее влияние среды, но и, в свою очередь участвовать в формировании этой среды в культурно-образовательном, информационном, правовом здоровьесберегающем плане.
Какие шаги предпринимает общество, представители образовательного процесса, сельская школа в решении этого вопроса?
Нам видится, что вариант «Развитие» наиболее приемлем для МКОУ СОШ № 22 для создания и проектирование воспитательной системы школы как социокультурного центра сельского поселения. Миссия сельской школы определяется активизированным педагогическим потенциалом субъектов образовательной среды сельского социума. Уникальность сельской и малочисленных школ состоит в том, что они являются социокультурными центрами не одного села, а нескольких населённых пунктов, что предъявляет к их деятельности дополнительные требования. Особенность образовательного пространства такой школы – создание общественной организации – социокультурный центр на селе. Школа как социокультурный центр реализует в своей деятельности три важных принципа:
• открытость функционирования;
• единство научно-теоретической и практической деятельности;
• равноценность всех видов педагогической деятельности (образования, воспитания, труда, досуга, социальной работы и физического развития)
Миссию социокультурного центра можно считать реализованной, если центр:
- обеспечивает личностно-профессиональный рост участников образовательного процесса;
- создаёт условия для самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации в обществе и физического развития;
- Объект эксперимента:
Воспитательно-образовательный процесс МКОУ СОШ № 22 п.Этыркэн как социокультурного центра сельского поселения.
- Предмет эксперимента:Педагогические условия организации воспитательно-образовательного процесса МКОУ СОШ № 22 п.Этыркэн как социокультурного центра сельского поселения, обеспечивающие реализацию эксперимента.
- Цель:
Создание целостной системы работы образовательного учреждения как социокультурного центра через вовлечение детей, молодёжи, взрослого населения, общественных организаций и административных структур района в совместную воспитательно-образовательную деятельность, способствующую воспитанию на селе культурного, образованного, физически и психически здорового, предприимчивого хозяина, способного возродить сельское поселение
- Задачи:
Задачами МКОУ СОШ №22 как социокультурного центра являются:
- привлечение социума к решению проблем школы и укрепление связей с окружающим социумом (сельский дом культуры, детский сад, ФАП) и родительской общественностью.
- разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования;
- создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования, стремиться к разработке новых образовательных и учебных программ на интегративной основе.
- развивать систему качественного образования и предпрофильного обучения как основы социализации личности ребенка.
- осуществить поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное научное исследование, расширить эту работу в рамках предметов по выбору, начиная с основной школы;
- повысить эффективность использования объектов социально-культурной среды, создать систему организации культурного досуга и спортивно-массовой работы среди населения.
- организовать занятость детей во внеурочное время, включив в него социокультурный ресурс посёлка;
- обеспечить воспитание лидерских качеств и общественной активности школьников средствами развития ученического самоуправления;
- повысить роль и заинтересованность семьи в воспитании детей, создать систему работы с семьей;
- создать психологическую службу и организовать ее работу в области психолого-педагогического сопровождения процесса развития;
- совершенствовать систему воспитания здорового образа жизни, систему здоровьесберегающих технологий обучения; обеспечить формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;
- перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогического процесса: учителей, родителей, учащихся;
- создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования учителей;
- разработать эффективный механизм согласования целей и преемственности между блоками: ДОУ - начальная - основная - средняя школа;
Аудитория, на которую ориентирована работа школы - учащиеся школы, родители, жители посёлка.
РАЗРАБАТЫВАЯ НОВУЮ МОДЕЛЬ СВОЕЙ ШКОЛЫ,
ПЕДКОЛЛЕКТИВ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО ЕСЛИ:
- рассматривать развитие личности ребенка как главную цель воспитания, определяя главные цели от ребенка, его устремлений, личностных ресурсов, профессиональных задатков;
- создать в школе оптимальные условия для индивидуального развития и самореализации в условиях разновозрастных и разнонаправленных объединений детей, учителей и жителей посёлка/сельского социума/;
- содержание образования и воспитания строить на основе приобщения детей к народной национальной культуре, культуре земледелия, знаниям традиций и обычаев своего народа и совместного рождения, новых в целях возрождения и развития малой родины;
- обеспечить координацию воспитательных усилий всего сельского социума вокруг ребенка,
ТОГДА:
обоснованно можно ожидать постепенное формирование социально-ориентированной, духовно-богатой личности, способной реализоваться в новых социально-экономических условиях, мобильной и готовой принести пользу обществу, прежде всего своей малой родине.
- Гипотеза:
Если деятельность педагогического коллектива строить на принципах экспериментального обучения и создать в МКОУ СОШ № 22 необходимые воспитательно-педагогические условия, то большинство обучающихся овладеют ключевыми компетенциями, что поможет им адаптироваться в социуме
- Участники эксперимента:учащиеся 1-11 классов, педагогические работники, родители, жители посёлка
- Партнерство в рамках реализации программы и плана эксперимента (в т.ч. сетевое взаимодействие):
- Администрация поселка: организация труда и отдыха, работа с семьей.
- Комитете по физической культуре и спорту района
- ФАП: беседы и уроки по гигиене и здоровью
- Сельский ДК: участие в художественной самодеятельности и круж-ках
- Сельская библиотека: библиотечные уроки, выставки книг
- ОДН: работа с детьми девиантного поведения; профилактика правонарушений
- РОВД ГАИ: профилактика детского дорожно – транспортного травматизма
- Отдел опеки и попечительства: работа с проблемными семьями
- Детский сад №1: совместные мероприятия;
- ПЧ № 27, совместные мероприятия;
- Пожарная часть, совместные мероприятия;
- Районный музей п.Чегдомын.
- РОО
- Центр диагностики и консультирования,
- ЦРТДиЮ
- Школы района
- Интернет сообщества.
- Критерии оценки результатов эксперимента:
Количественный и качественный показатели участия школьников в творческих и учебных конкурсах, спортивных соревнованиях, рост качества знаний, проявление инициативы, самостоятельности.
Динамика изменений в состоянии психофизического и нравственного здоровья обучающихся
Динамика изменений в состоянии психофизического здоровья педагогов.
Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся, снижение случаев девиантного поведения, самоопределение и готовность к непрерывному образованию.
Наличие в образовательной программе МКОУ курсов, направленных на повышение уровня знаний по здоровьесбережению и имеющих прикладной характер.
Степень готовности к использованию ИКТ, устойчивые навыки работы с информацией.
Рост общественной активности, самореализация личности, как в учебных, так и в творческих делах.
Удовлетворение жизнедеятельностью всеми участниками эксперимента.
Расширение внешних связей
Укрепление кадрового потенциала, развитие содержания и методов образования.
Соответствие модели личности выпускника большинства обучающихся.
II. Информация о содержании проделанной работы за отчетный период и ее результативности.
2.1.Информация о содержании проделанной работы за отчетный период:
В период с октября 2012 по ноябрь 2012 года МКОУ СОШ № 22 разработала проектный замысел воспитательной системы школы как социокультурного центра сельского поселения. В октябре на заседании МО прошло ознакомление с его основными идеями педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров школы.
В связи с этим был создан координационный совет для управления жизнедеятельностью социокультурного центра из представителей социальных партнеров школы (ФАП, пед.коллектив школы, д/с ).
В него вошли:
- Захарченко Л.С.– заведующая детского сада «Солнышко»
- Бабичева И.В. – фельдшер ФАП
- Голобоков Н.Г. – глава сельского поселения «Посёлок Этыркэн»
- Чупалова Ю.Н.– председатель Управляющего Совета
школы
Разработана программа деятельности по формированию культурно – образовательного пространства села.
2.2. Характеристика полученных результатов с позиции их эффективности, степень их соответствия ожидаемым:
Содержание воспитательной работы соответствует миссии, целям и задачам школы как социокультурного центра сельского поселения. Важным критерием является наличие условий для организации внеучебной деятельности. В школе действуют следующие кружки и секции по направлениям:
- Художественно – эстетическое направление
- Физкультурно – спортивное направление
- Эколого – педагогическое направление
- Культурологическое направление.
В качестве структурных компонентов воспитательной системы выступают:
1. Годовой круг традиционных мероприятий
2. Школьное самоуправление
3. Система взаимодействия семьи и школы
4. Профилактика правонарушений.
5. Программа «Одарённые дети».
6. Программа работы с отстающими детьми.
7.Программа «Здоровье»
8. Программа подготовки детей к школе
Ориентация на развитие индивидуальности является целенаправленной. Моделирование и построение воспитательной системы социокультурного центра как благоприятной среды становления индивидуальности сельского ребенка следует рассматривать в качестве стратегического направления развития воспитательной системы школы.
Учащиеся нашей школы с удовольствием принимают участие в интересных творческих мероприятиях в течение года, активно участвуют в районных, всероссийских конкурсах и спортивных соревнованиях.
2.3. Презентация результатов и продуктов экспериментальной деятельности;
2.4. Характеристика расходов на инновационную деятельность в общем бюджете учреждения (в т.ч. сумма доплат работникам учреждения за ведение инновационной деятельности, на приобретение основных средств и расходных материалов и т.п.).
Доплаты участникам эксперимента за работу не входящую в круг должностных обязанностей 20%.
III. Проблемы, трудности, выявленные в ходе реализации плана эксперимента за отчетный период, меры предпринимаемые для снижения рисков при реализации программы эксперимента.
Трудности при подготовке нормативных документов (Положений, составлении программ, планов работы и т.д.).