Утверждаю

Директор МКОУ СОШ № 22

______М.Г. Голобоков

Приказ №165 от  25. 08.2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая работа

МКОУ СОШ №22 на 2012-2013 учебный год.

 

     Модель структуры методической работы в школе соответствует типу общеобразовательной школы, находящейся в режиме внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта, через развитие инновационной среды,  характеру задач, решаемых педагогическим коллективом, содержанию работы направленной на повышение качества образования  и представлена:

- методическим советом;

- 4 школьными методическими объединениями:

1) Методическое объединение начального обучения;

2) Методическое объединение учителей естественно-математического цикла; 

3) Методическое объединение учителей гуманитарного цикла;

4) Методическое объединение воспитательного цикла (объединяет  классных руководителей, социальную службу и педагогов дополнительного образования);

 - временными творческими группами;

 - школой молодого учителя (ШМУ);

 Методическая работа – это система взаимосвязанных мер, основанных на достижениях передовой науки и опыта, направленных на развитие творческого потенциала учителя.

     Методическая тема:  «Совершенствование уровня профессионального мастерства  педагогических работников».

Главная цель методической работы:          « Непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, непрерывное содействие его эрудиции, компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.

 

Задачи методической работы:

►    - повышения профессионального и культурного уровня;

►    - стимулирование служебной и  общественной активности;

►    обновление и совершенствование знаний в области учебных дисциплин;

►    совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов;

►    совершенствования методов  и стиля взаимодействия с учащимися;

►    совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся;

►    формирование умений и навыков анализа и самооценки собственной деятельности;

►    приобщение к исследовательской деятельности

         Элементами методической работы являются:

►    1.Диагностика затруднений (Турбовской, Сластенин, Бабанский)

►    2.Обучение.

►    3.Внедрение.

►    4.Обобщение и тиражирование.

►    5.Изучение эффективности курсовой переподготовки.

Результативность определяется по совпадению или несовпадению реальной успеваемости с прогнозом её, сделанном в зоне ближайшего развития (Бабанский, Выготский «Обучение и развитие»). Учащийся должен учиться не на «4» и «5», а на уровне своих возможностей. Если прогноз не равен оценке, выявляется причина несовпадения.

►    диагностирование  базовых причин профессиональных затруднений педагогов;

►    формирование обоснованных запросов к содержанию методической работы

►    Содержание мы определяем на основе целей и особенностей организации и ее сотрудников.

►    Форма определяется тем, что мы ожидаем получить в результате: знания, навыки или изменение отношения. Например: 

Тренинг – это интерактивное обучение, которое проводится в режиме интенсивного взаимодействия тренера и участников. Участники получают возможность опробовать новые модели поведения в ситуациях, приближенных к реальным, и получить индивидуальную обратную связь.

 При этом используются следующие методы:

· видеотренинг (активная форма обучения с использованием видеозаписи практических упражнений)

· ролевые игры

· анализ конкретных ситуаций

· устные и письменные упражнения на отработку умений

· групповые дискуссии

· информационные сообщения с использованием различных средств наглядного представления информации

          

Поддержка результатов обучения:

три основные задачи:

  1. 1.       Создание  условий, которые помогут участникам включить полученные знания и навыки в их непосредственную работу и, соответственно, повысить ее эффективность. А также определение способа контроля над применением навыков со стороны руководства.
  2. 2.       Мотивация всех сотрудников на профессиональное развитие.
  3. 3.       Закрепление пройденного материала и сформировавшихся навыков.

     

    Методы поддержки для участников: 

►    Поддерживающие мини-семинары

►    Анкетирование или тестирование 

►    Круглый стол для участников с разбором реальных сложных ситуаций.

Формы организации методической работы:

►    1.Работа над единой методической проблемой. Тема методической проблемы должна быть сформулирована достаточно широко, чтобы потребность каждого вошла в нее. Тема формулируется для большинства, но не обязательно для всех.

►    2. Педагогические семинары. Для них необходимо наличие темы, вопросов для обсуждения и список литературы.

►    3.Теоретические и научно-практические конференции. (Обычно проводятся итоговые).

►    4. Педчтения. (Доклады и их обсуждение).

►    5. Читательские и зрительские конференции. Функция их – дать возможность учителю научиться грамотно выступать.

►    6.Методические объединения.

►    7. Творческие группы. Обычно они создаются на основе МО и имеют переменный состав. Могут быть и межпредметными. Функция их – компенсаторная, представляют собой объединения людей через единство интересов к какой-то проблеме на основе психологической совместимости.

►    8.Школы передового опыта.

►    9.Учительские клубы. (« Клуб учителей -новаторов», «Клуб творческой педагогики», и т.д.).

►    10. Методические выставки. Идеей выставки, как правило, является тема опыта или технология.

►    11.Методические кабинеты или уголки. Особенностью их является наличие лаборанта, который занимается реферированием, делает обзоры новой литературы, организует создание видеобанков, банков методических идей, опытов, картотек и т.д.

►    12.Индивидуальное наставничество. Осуществляется на основе добровольного выбора, интересов, совместительство.

►    13.Семинары по тиражированию опыта.

►    14.Установление внешкольных творческих контактов. Мотивами таких контактов может быть стремление ознакомиться с опытом создания и использования интересующего нововведения, организовать совместный поиск, желание поделиться опытом.

►        15. Деловые игры ролевого и неролевого характера. Оргдеятельностные игры. Рефлексивно-ролевые игры. Моделирование. Анализ ситуаций и др.иммитации (без детей).

►    16. Педсовет – орган управления школой, но если на педсовете обсуждается опыт, он приобретает методическую функцию.

►    17. Открытые уроки.

    Алгоритм подготовки и проведения открытого урока с целью повышения его обучающей эффективности:

►    1.Рассказ учителя о проекте открытого урока.

►    2. Характеристика учебных возможностей класса, в котором будет проходить открытый урок.

►    3. Рассказ учителя о своей творческой лаборатории

►    4. Ответы на вопросы гостей по проекту.

►    Такая подготовка вызывает заинтересованность, что обеспечивает положительную мотивацию посещения урока, вызывает состояние ожидания (Как будет выполняться план урока?).

►    5.Посещение открытого урока.

►    6.Самоанализ урока.

►    7.Анализ урока завучем или директором этой школы.

►    8. Ответы на вопросы по проведению урока.

►    9. Общая дискуссия.

  Построение оптимальной организационной структуры методической работы :

►    Основой построения является диагностика профессиональных умений, затруднений, сильных и слабых сторон каждого учителя.

Уровни педагогической деятельности:

►      Репродуктивный

►    Адаптивный

►    Локально-моделирующий

►    Системно-моделирующий

►    Системно-моделирующий отношения.

В современных условиях жесткой конкуренции необходимо изначально задать высокий темп изменения — только так можно победить на рынке. Очень важно создать некоторую критическую массу сотрудников, проходящих обучение постоянно, таким образом, будет присутствовать постоянное совершенствование технологий, навыков, представлений.

ПЛАН

методической работы МКОУ СОШ № 22

Направление деятельности

Сроки

Ответственный


1.Организационно - педагогическая деятельность

1.1.  Заседания методического совета:

Целевая установка (задачи):Координация методической работы . Рассмотрение предложений по наиболее важным проблемам содержания и методики преподавания. Анализ динамики развития. 

1. Анализ деятельности методического совета за прошедший  учебный год; 
2. Утверждение плана работы на новый  учебный год ;

3. Организация работы по внедрению  ФГОС ООО:

  1. Работа по созданию проекта «  Формирование готовности педагогов к введению   ФГОС ООО».
  2. формирование рабочей группы введения и реализации ФГОС ООО);  


4.Корректировка рабочих программ с учётом требований современных технологий и пожеланий участников образовательного процесса; 
5. Распределение обязанностей между членами Методического совета ;
6. Изучение планов работы МО на  новый учебный год ;
7. Создание группы контроля за адаптацией учащихся 1, 5, 10 классов .

8. Овладение      активными          методами и формами деятельности по реализации ФГОС.

 

август

Зам. директора по УВР  Гнездюкова С.И.

Зам. директора по ВР  Панина З.В.

1. Разработка стратегических и тактических планов методической работы школы; Утверждение планов работы МО.
2. Обсуждение и утверждение графика административных контрольных работ. 
3.Организация работы по повторению и её результативность. 
4. Разработка тематики исследовательской деятельности с обучающимися и учителями. 
5. Планирование работы с обучающимися, имеющими высокую мотивацию к учёбе. Старт школьного  конкурса "Ученик года". 

6. О подготовке 1 этапа школьного  конкурса «Ломоносовские чтения»
7. Создание творческой группы по изучению и ознакомлению педагогического коллектива с современными здоровьесберегающими технологиями . 

сентябрь

Зам. директора по УВР  Гнездюкова С.И.

  1.  

 1.Подготовка и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников. 

2.  Утверждение состава  рабочей группы введения и реализации ФГОС ООО;  

 

 

октябрь

Зам. директора по УВР  Гнездюкова С.И.

1.Итоги первой четверти. Анализ уровня обученности и целеполагания по организации работы с неуспевающими обучающимися.
2. Отчёт руководителей МО о работе учителей по темам самообразования.
3. Работа с одарёнными детьми. Итоги предметных школьных олимпиад. Итоги первого этапа "Ученик года". Итоги исследовательской деятельности обучающихся и учителей за первую четверть. 
4. Рассмотрение и утверждение текстов промежуточного контроля за 1 полугодие. 
4. Работа учителей в профильном и предпрофильных классах. 

5.Итоги работы объединений доп. образования, внеурочной деятельности за 1 четверть ( занятость детей всех категорий в доп. образовании, выполнение программ по внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС). 

ноябрь

Зам. директора по УВР Гнездюкова С.И., по ВР Панина З.В.

1.Изучение нормативных документов по подготовке и проведению экзаменов в новой форме
( 9класс), ЕГЭ (11 класс).
2. Анализ промежуточного контроля за 1 первое полугодие 
3. Анализ итогов 1 полугодия.
4. Анализ работы педагогического коллектива по адаптации обучающихся 1,5, 10 классов (отчёт группы контроля о проделанной работе). 

5. О подготовке и проведении 2 этапа школьного  конкурса «Ломоносовские чтения».
6.Обсуждение и утверждение плана проведения общешкольной методической недели по теме: "Воспитание нравственных ценностей на уроках". 

январь

Руководители МО 
Зам.директора по УВР, ВР

1.Изучение нормативных документов по подготовке и проведению экзаменов в новой форме (9классы), ЕГЭ (11классы).
2. Рассмотрение экзаменационных материалов для проведения экзаменов за курс основной школы в традиционной форме. 
3. Итоги конкурса "Ученик года" за 1 - 3 четверти.

4. О подготовке и проведении  заключительного  этапа школьного  конкурса «Ломоносовские чтения».
5. Итоги творческой работы обучающихся и учителей 
6. Подготовка к проведению творческого отчёта предметных МО в форме конкурса МО. 

7. Представление материалов для обобщения педагогического  опыта.
8. Рассмотрение и утверждение текстов экзаменационных работ для проведение итоговой аттестации обучающихся 2-8, 10 классов. 

9. Обсуждение и утверждение плана проведения общешкольной методической недели по теме : «Организация внеурочной деятельности» 

март

Заместители директора по УВР, ВР, руководители МО

1.Подготовка к проведению государственной аттестации выпускников.
2.Подведение итогов методической работы  за учебный  год и планирование работы школы на следующий учебный год .
3.Обсуждение графика проведения экзаменов за курс основной школы в традиционной форме.
4.Рассмотрение графика проведения промежуточной итоговой аттестации.

май

Зам.директора по УВР 

 

 

 

 

 

1.2.  Работа предметных комиссий 

Целевая установка (задачи): Реализация инновационных педагогических и информационных технологий. Повышение профессионального уровня педагогов. Организация работы над общей и индивидуальной методическими темами. Организация работы по внедрению ФГОС ООО.

  1. Курсовая подготовка педагогических кадров по реализации ФГОС  начального общего образования и учителей предметников  основного общего образования .( По графику)
  1. Рассмотрение документации педагогов.
  2. Работа над государственными стандартами второго поколения.
  3. Работа по созданию системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
  4. Работа по созданию проекта «  Формирование готовности педагогов к введению   ФГОС ООО».
  5. формирование рабочей группы введения и реализации ФГОС ООО);  
  6. Определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО. Формирование мотивационного компонента готовности педагогов.
  7. Анализ динамики уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО. 
  8. Анализ мониторинга результативности деятельности педагогов и учащихся.
  9. Организация и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.
  10. Организация наставничества для начинающих педагогов.
  11. Участие в учебно-исследовательской работе НОУ (научного общества учащихся).
  12. Анализ введения инновационных педтехнологий в учебный процесс.
  13. Организация работы с одаренными детьми: участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах различного уровня; спортивных соревнованиях и конкурсах.
  14. Организация родительского лектория по темам:
  • «Федеральный образовательный стандарт общего образования и новые санитарно –эпидемиологические правила и нормативы»;
  • «Понятие- универсальные учебные действия»;
  • «Значение УУД для обеспечения готовности ребенка к обучению в школе».
  • «Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы».

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. директора по УВР , ВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся

Целевая установка (задачи): Курирование, координация, регулирование научно-исследовательской работы (НИР).Систематизация результатов НИР.

  1. Формирование навыков самостоятельной теоретической и исследовательской работы учащихся.
  2. Формирование способностей к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности учащихся.
  3. Представление исследовательских работ учащихся соответствующих традиционно установленным требованиям   на школьных «Ломоносовских чтениях», научно-практических конференциях, конкурсах школьного и муниципального уровней .

 

 

В течение учебного года

Зам.директора поУВР Гнездюкова С.И.

Руководители творческих групп, учителя предметники, учителя начальных классов

1.4.  Работа с учителями, классными руководителями.

Целевая установка (задачи): Методическое обеспечение повышения квалификации педагогов и развитие педагогического творчества.

  1. 1.       Работа учителей по темам самообразования нацеленных на введение новых образовательных стандартов, внедрение  ФГОС ООО.

      3. формирование готовности педагогов к введению ФГОС ООО. 

В течение года

Зам. директора по УВР Гнездюкова С.И..,
зам. директора по ВР Панина З.В.

Руководители МО

2.Определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО. Формирование мотивационного  

компонента готовности педагогов;

 

октябрь

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И.

3. Диагностика педагогических затруднений в деятельности 
учителей, классных руководителей

ноябрь

Зам. директора по УВР Гнездюкова С.И..,зам.по ВР Панина З.В. программист Агарышева О.М.

4. Тестирование учителей на  определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО.  

 

Октябрь

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И., программист Агарышева О.М.

5.Взаимопосещение занятий.

В течение года по планам ШМО

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И., рук. ШМО

6.Организация наставничества

сентябрь

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И., рук. ШМО

7.Дессименация передового педагогического опыта. 

В течение года

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И., зам по ВР Панина З.В. программист Агарышева О.М.

8.Участие в работе творческих групп 

В течение года

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И., рук. ШМО

9.Организация педучебы

В течение года

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И., рук. ШМО

10. Внеурочная деятельность по предмету:

-  Организация школьных предметных олимпиад;

Октябрь-

ноябрь

Зам. директора по УВР
Гнездюкова С.И., руководители МО, учителя

- Организация и проведение школьного этапа всероссийских конкурсов с 1-11  классы «Родное слово», «ЭМУ – специалист» и др.; 

в течение года

Гнездюкова С.И., руководители МО, учителя 

-  Организация и проведение предметных декад

по графику

Руководители МО,
учителя – предметники

- Организация творческой деятельности обучающихся во внеурочное время 

в течение года

Руководители МО

-  Организация предметных олимпиад муниципального уровня; 

Ноябрь- декабрь

Зам по УВР,
учителя – предметники

- Организация кружковой работы по образовательным предметам 

в течение года

Зам. директора по УВР
Гнездюкова С.И.

- Организация внеурочной деятельности учителями начальных классов в рамках ФГОС НОО. 

В течение года

Зам. директора по УВР
Гнездюкова С.И. , по ВР Панина З.В.

11.Участие в конкурсах: «Зажги свою звезду»- для молодых специалистов, «Учитель года»

Февраль-март

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И.

12. Творческие отчёты педагогов о работе над темой самообразования с освещением вопросов овладения                активными          методами             и формами деятельности по реализации ФГОС (на заседаниях МО).

в течение года

Руководители ШМО

13. Проведение обзоров психолого - педагогической и
специальной литературы 

1 раз в четверть

Зав. Библиотекой Агарышева О.М.

14. Семинары:

-«Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего ООП ООО»;

- «Создание образовательной среды, обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся»;


- Семинар – практикумы: "Качество знаний обучающихся и из чего оно складывается", «Причины не успешности обучающихся и пути их преодоления» ;
-"Организация научно - практической деятельности обучающихся";

- Семинар по ВР «Создание условий для  организации внеурочной деятельности »

 

ноябрь

март
декабрь
январь
февраль

Зам. директора по УВР
Гнездюкова С.И.

зам по ВР Панина З.В..

15. Представление научно-исследовательских работ учащихся с 1-11 класс на итоговом этапе  «Ломоносовских чтений»

 

апрель

Зам. директора по УВР Гнездюкова С.И.
учителя предметники, учителя начальных классов

16.Участие в работе педагогических советов.

 

В течение года

Зам. директора по УВР, ВР, учителя

17. Подведение итогов работы школы по методической теме. Анализ динамики уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО 

 

май

Зам. директора по УВР, ВР

 

1.5.    Работа по повышению педагогического мастерства

Целевая установка( задачи):Создание мотивации к повышению уровня методической подготовки и педагогического мастерства.

1. Определение содержания форм и методов повышения 
квалификации педагогов школы в новом учебном году.

сентябрь

Зам. директора по УВР, 
методсовет

2. Творческие отчёты учителей по темам самообразования

в течение года

Руководители МО

3. Посещение курсов повышения квалификации учителями и администрацией

по плану

Зам. директора по УВР Гнездюкова С.И.

4. Взаимопосещение уроков, элективных и индивидуальных занятий, кружков, внеклассных мероприятий по предмету у коллег.

в течение года

Зам. директора по УВР Гнездюкова С.И.
руководители МО

5.Взаимопосещение кл. часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний; 

в течение года 

  зам по ВР Панина З.В.кл. руководители

6. Участие в школьных педсоветах, конференциях, совещаниях семинарах и т.д.

в течение года

Зам. директора по УВР, ВР, руководители МО

7.  Проведение единой методической недели по теме:  «Применение активных              методов и формам  деятельности по реализации ФГОС».

март

Зам.директора по УВР Гнездюкова С.И.

программист Агарышева О.М.

8.Проведение единой методической недели по теме: «Организация внеурочной деятельности». 

Апрель

Зам.директора поУ ВР,  зам по ВР

9. Участие в проведении муниципальных и краевых  семинарах, конкурсах проф. мастерства.

В течение года

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И., рук. ШМО

1.5.  Работа методического кабинета

Целевая установка( задачи): Пропаганда передового педагогического опыта. Организация научно-педагогической информации. Систематизация материалов по вопросам учебно-воспитательной и методической работы.

1. Проведение педучебы по вопросам внедрения ФГОС ООО .

2. Проведение семинаров на базе методического кабинета.

3.Организация методических выставок по результатам внедрения ФГОС ООО.

4. Организация консультаций для педагогов по вопросам наличия умений, навыков и способность применять их в условиях реализации ФГОС.

5.Организазия и проведение школы молодого учителя и кл. руководителя (ШМУ).

6.Обеспечение хранения, пополнения и обновление методических материалов кабинета. Классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровождающие введение ФГОС;

В течение года

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И.,  зам по ВР Панина З.В..

1.6.Деятельность творческих групп по изучению и внедрению современных педтехнологий в образовательный процесс.

Целевая установка( задачи): Обеспечение условий позволяющих повысить качество образования.

1.Проведение педучебы теоретических семинаров по продолжению изучения современных педагогических технологий.

2. Работа по приведению в соответствие с требованиями ФГОС ООО нормативной базы образовательного учреждения (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение , тарифно-квалификационные характеристики должностных инструкций работников ОУ, список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО, локальные акты, дополнительные соглашения, оптимальная модель организации образовательного процесса…)

2. Проведение диагностических исследований состояния образовательно-инновационных процессов в школе.

3. Разработка условий успешной адаптации новых педтехнологий и их элементов.

4. Анализ инновационного опыта педагогов и разработка методики его использования другими педагогами.

5. Создание банка (копилки) данных по современным педагогическим технологиям в обучении и воспитании.

6. Создание видеотеки по результатам внедрения в практику современных, педагогических технологий.,  активных  методов и  формам деятельности по реализации ФГОС НОО и ООО

7.Творческие отчеты по результатам работы.  

В течение года

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И. , зам по ВР Панина З.В., руководители творческих групп, рук ШМО, программист Агарышева О.М.

1.7.Связь с районным информационным методическим центром (РИМЦ)

Целевая установка (задачи): Организация сбора и накопления информации о деятельности всех подразделений школы. Мониторинг деятельности АТК. Изучение, обобщение передового педагогического опыта и подготовка статей в СМИ.

1.Работа с РИМЦ по аттестации педагогов .

сентябрь

Зам. директора по УВР Гнездюкова С.И.

2.Информация и рекомендации  по внедрению ФГОС ООО.

В теч. года

Зам. директора по УВР Гнездюкова С.И.

3.Информация о проведении  всероссийских предметных конкурсах

Сентябрь- апрель

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И. ,зам по ВР Панина З.В.

4. Информация о результатах и поощрении участников   муниципальных и краевых конкурсов.

Ноябрь-май

Зам. директора по УВР

Гнездюкова С.И. , зам по ВР Панина З.В.

5.Информация о результатах предметных олимпиад муниципального и краевого уровня.

Декабрь-февраль

Зам. директора по УВР

Продолжение »