Библиотека

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 п.Этыркэн

Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ № 22

М.Г.Голобоков

______________________

ПЛАН

работы библиотеки МКОУ СОШ № 22 п.Этыркэн

на 2012-2013 учебный год

Руководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации.

Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. Но электронные издания могут и должны использоваться не только в составе библиотечных фондов. Массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выиграют. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий. Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации.

Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего – формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации. Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования основа работы школьной библиотеки.

I. Основные задачи библиотеки.

  • Информационное обеспечение учащихся;
  • Информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
  • Помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых;
  • Педагогическая работа сотрудников школьной библиотеки, так как школьная библиотека – участник образовательного и воспитательного процесса.

II. Основные функции библиотеки:

  • Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
  • Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
  • Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
  • Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе; помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.

III. Контрольные показатели.·

  • Читатели – 135 человек
  • Учащиеся - 109
  • Посещаемость – 2 850 посещений
  • Книговыдача – 1 800 экз.

IV. Организация библиотечного обслуживания.

  • Обновление страницы школьной библиотеки на сайте (не реже 1 раза в месяц)
  • Организация работы по внедрению программы MARK SQL.
  • Отказ от бумажной картотеки и каталогов
  • Ведение и обновление электронного каталога общего фонда библиотеки
  • Выполнение библиотечно-библиографических справок:
  • Ведение тетради учёта библиографических справок,
  • Создание базы данных, по выполненным справкам, источником которых служил Интернет
  • Накопление собственного банка информации
  • Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся школы с применением новых информационных технологий:
  • совместно с классными руководителями составить сетку занятий в классные часы, по темам:

Тема 1. Библиотека – что это?

Тема 2. История книги.

Тема 3. Структура книги.

Тема 4. «Говорящие обложки» - самостоятельный выбор.

Тема 5. Справочная литература и работа с ней

Тема 6. Самостоятельная работа с источником информации.

Тема 7. Электронные справочные издания.

Тема 8. Ваша безопасность при работе за компьютером и в сети Интернет.

Тема 9. Самостоятельная работа в сети Интернет для поиска необходимой информации.

Тема 10. Требования к оформлению информации, полученной из всемирной паутины.

Тема 11. Требования к созданию презентаций.

  • Пропаганда и реклама библиотечного фонда книжными выставками, объявлениями, устными рекомендациями

Задачи индивидуального обслуживания:

  • Помощь в определении тематики чтения.
  • Выбор конкретных книг.
  • Выполнение запросов.
  • Оказание помощи в поиске литературы.
  • Ознакомление с источниками информации.
  • Перерегистрация и запись новых читателей.
  • Беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг.
  • Беседы об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, другому носителю информации.
  • Подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.
  • Проведение индивидуальных бесед о прочитанном:

*выявление уровня читательского развития учащегося, в том числе — была ли ему понятна прочитанная книга; 
* выявление мнения читателя о данном произведении и его авторе; 
* выявление вкусов и предпочтений читателя (на примере обсуждения прочитанной книги).

  • проведение соц. опроса педагогов «Что не устраивает в работе школьной библиотеки?»
  • анкетирование учащихся 5-9 классов «Что я люблю читать?»
  • Информация для Управляющего Совета школы о пополнении учебниками школьной библиотеки на 2012-2013 учебный год.
  • Тематические выставки, посвященные юбилейным и памятным датам
  • Стимулирование интереса к чтению
  • Литературно-творческие игры, беседы, обзоры, кроссворды, увлекательные путешествия с героями книг.
  • Интеллектуальные игры, викторины, конференции
  • Мониторинг посещаемости библиотеки
  • Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей
  • Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой)

V. Формирование библиотечного фонда.

  • Продолжить формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами
  •  Обеспечение свободного доступа в библиотеке к художественному фонду (для учащихся 1-4-х классов); к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников)
  • Выдача изданий читателям
  • Обеспечение работы с фондом читального зала
  • Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
  • Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий
  • Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей
  • Работа по мелкому ремонту художественных изданий и учебников с привлечением библиотечного актива
  • Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (основной фонд);
  • Оформление подписки на периодические издания, контроль доставки;
  • Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации
  • Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.

Работа по сохранности фонда:

  • проверка возвращаемых документов
  • обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке
  • составление списков должников,
  • извещение классных руководителей
  • обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.

VI. Работа с учебным фондом.

  • Подготовка комплектов учебной литературы и выдача по классам
  • Ведение журнала выдачи учебников.
  • Мониторинг обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2012 – 2013 учебный год.
  • Работа с библиографическими изданиями ( перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
  • Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2013 -2014 учебный год
  • Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации
  • Согласование и утверждение бланка-заказа на 2013-2014 год администрацией школы, его передача районному методисту
  • Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа
  • Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление электронной картотеки.
  • Информирование учащихся и педагогов о новых поступлениях учебников и учебных пособий, через выставки и объявления.
  • Размещение новых учебников в фонде
  • Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ
  • Работа по мелкому ремонту учебной литературы с привлечением библиотечного актива.
  • Оформление накладных на поступившую учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию
  • Сбор, расстановка учебной литературы
  • Пополнение электронной базы данных «Учет учебной литературы» (по классам, по году издания, по автору и т.д.)
  • Организация работы по своевременному возврату учебников и учебных пособий.

VII. Работа с родителями

  • Предоставление родителям информации об обеспеченности учебной литературой
  • Предоставление родителям информации о посещаемости их детьми школьной библиотеки
  • Оформление стенда «Лучшие читатели библиотеки»;
  • Оформление стенда «Самый читающий класс»
  • Выступление не общешкольном собрании «Семейное чтение»

VIII. Работа с педагогическим коллективом

  • Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.
  • Выступления на совещаниях и педагогических советах о посещении школьной библиотеки учащимися
  • Обзоры педагогической периодики на МО
  • Выставки-обзоры поступающих новинок
  • Отчет о работе библиотеки и медиатеки за 1 полугодие 2012-2013 учебного года
  • Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.
  • Оказание методической помощи к уроку
  • Подбор литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям и классным часам.
  • Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок)

IX. Повышение квалификации.

  • Использование в работе опыта лучших школьных библиотекарей, участие в конкурсах, как в районных, окружных, так и на педагогических сайтах Интернета, индивидуальные консультации методиста, постоянное изучение информации из профессиональных изданий:

- Журнал «Школьная библиотека»

- Газета «Библиотека в школе» и её электронная версия

  • совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий

-  Использование и применение Интернета

- Взаимодействие со школьными библиотеками района, районным методистом.

  • Освоение программы АИБС Marc SQL Школьная версия

1.Работа с читателями

Содержание работы

     Класс

    Сроки

Ответственный

Массовая работа

1. В помощь учебному процессу

1.

«Наша школьная страна» (книжная выставка ко Дню знаний)

все

Сентябрь

Библиотекарь

2.

Обзорная экскурсия в библиотеку

1-е, 5 класс

Сентябрь

Библиотекарь, классные руководители

3.

Подбор литературы для проведения бесед по профориентации и оформления книжных выставок к предметным неделям

        все

В течение года

Библиотекарь

4.

«Школьная планета» КВН для начальных классов

3-е, 4-е классы

Сентябрь

Библиотекарь, классные руководители

6

Всероссийский «Открытый урок чтения» (по специальному плану)

все

9 октября

Библиотекарь, классные руководители

7

Праздник профессий. Познавательное мероприятие для младших школьников

Начальные

классы

Ноябрь

Библиотекарь, классные руководители

8

Цикл мероприятий к неделе Детской книги

 

Март

Библиотекарь

9

Книжная выставка «Знакомься, новый учебник»

все

Май

Библиотекарь

ІІ Воспитание здорового образа жизни

1.

Книжная выставка «Мы за здоровый образ жизни»

все

Октябрь

Библиотекарь

2.

«Праздник вежливых ребят»        

начальные классы

Октябрь

Библиотекарь, классные руководители

3.

Конкурс «Турнир рыцарей»

начальные классы, 5 класс

Февраль

Библиотекарь, классные руководители

4

Беседа «Ваши права»

8-9 классы

март

Библиотекарь, классные руководители

ІІІ Нравственное воспитание

1.

Подбор литературы для бесед о фольклорно-этнографических праздниках: Рождество, Масленица, Пасха.

все

В течение года

Библиотекарь

3.

Книжная выставка – путешествие по декабристским местам «Их вечен с вольностью союз…»

все

Декабрь

Библиотекарь

4

«Несказанное, синее, нежное…» (мероприятие, посвященное творчеству Сергея Есенина)

старшие классы

Декабрь

Библиотекарь

5

Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения»

все

По мере требования

Библиотекарь

ІV Экологичское воспитание

1.

Необычные биологические викторины: Хвостатая викторина», «Забавная анатомия» (по книгам Б.Житкова, И.Акимушкина, Н.Сладкова)

6-8 классы

Октябрь

Библиотекарь

2.

Экологический КВН «Общий язык для детей и зверей»

Начальные классы

Апрель

Библиотекарь, классные руководители

V  Знаменательные и памятные даты

1.

Книжная выставка «Детские писатели-юбиляры месяца» ( Б.Житков, А.Толстой, М.Цветаева, Н.Гумилев, Е.Пермяк.) Викторины по книгам писателей-юбиляров.

все

В течение года

Библиотекарь

2.

Книжная выставка «Новогодний калейдоскоп»

все

Декабрь

Библиотекарь

3.

Книжная выставка «Служить Отечеству - великая честь»

все

Февраль

Библиотекарь

4.

Книжная выставка «Горбунок летит по свету…» (посвященная творчеству П.П.Ершова)

все

Март

Библиотекарь

5.

Книжная выставка «На небо за звездами…» (ко Дню космонавтики)

все

Апрель

Библиотекарь

6.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (ко Дню 9 Мая)

старшие классы

Май

Библиотекарь, классные руководители

7.

Книжная выставка, посвященная 9-му Мая «Этот праздник со слезами на глазах…»

все

Май

Библиотекарь

8.

«Моя малая родина»- урок Отечества в начальных классах

начальные классы

Май

Библиотекарь

9.

«Азбука - к мудрости ступенька» Мероприятие ко Дню славянской письменности

начальные классы, 5,6, классы

Май

Библиотекарь

10.

«Календарные странички» (календарь на месяц)

все

В течение года

Библиотекарь

VІ Индивидуальная работа

1.

Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов

 

Постоянно

Библиотекарь

2.

Рекомендательные беседы при выдаче книг

все

В течение года

Библиотекарь

3.

Беседы о прочитанном

1-5 классы

В течение года

Библиотекарь

4.

Беседы о новых книгах (книжные выставки новых поступлений)

все

По мере поступления

Библиотекарь

5.

Выставка одной книги «Это новинка!»

все

По мере поступления

Библиотекарь

6.

«Десять любимых книг» - рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки)

все

Май

Библиотекарь

VІІ Работа с родителями

1.

Предоставление родителям информации о новых учебниках

все

Август

Библиотекарь

VІІІ Работа с педагогическим коллективом

1.

Обзор новой методической литературы

все

По мере поступления

Библиотекарь

2.

Участие в подготовке семинаров, педагогических советов

 

В течение года

Библиотекарь

3.

Книжная выставка «Учить детей - быть счастливыми» (Ко Дню Учителя)

 

Октябрь

Библиотекарь

1Х  Работа с библиотечным активом

1.

Создать актив читателей

5-8 классы

Октябрь

Библиотекарь, классные руководители

2. 

Составить план работы

 

Октябрь

Библиотекарь

3.

Заседания актива

 

1 раз в месяц

Библиотекарь, классные руководители

Формирование библиотечного фонда

1. Работа с фондом учебной литературы

1

Подведение итогов движения фонда. Анализ обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2011-2012 учебный год

 

Сентябрь

Библиотекарь

2.

Утверждение перечня учебников на 2012-2013 учебный год

 

Ноябрь

Методический совет

3.

Формирование общешкольного заказа на учебники

 

Январь

Библиотекарь

4.

Оформление заказа

 

Январь

Библиотекарь

5.

Прием и обработка поступивших учебников:

- оформление накладных

- запись в  книгу суммарного учета

- штемпелевание

- оформление картотеки

- составление списков классов

 

По мере поступления

Библиотекарь

6.

Составление отчетной документации, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками

 

По мере требования

Библиотекарь

7.

Прием и выдача учебников (по графику)

 

Май-июнь

Август - сентябрь

Библиотекарь

8.

Оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники».

 

По мере поступления

Библиотекарь

9.

Списание фонда с учетом ветхости и смены программ.

 

Июнь, декабрь

Библиотекарь

10.

Рейд по проверке сохранности учебников

 

1 раз в четверть

Библиотекарь, классные руководители

11.

Составление электронного каталога «Учебники и учебные пособия»

 

В течение года

Библиотекарь

2. Работа с фондом художественной литературы

1.

Обеспечение свободного доступа в библиотеке:

- к художественному фонду (для учащихся 1-4 классов)

- к фонду периодики (для всех)

 

Постоянно

Библиотекарь

2.

Выдача изданий читателям

 

Постоянно

Библиотекарь

3.

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

 

Постоянно

Библиотекарь

4.

Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий

 

Конец четверти

Библиотекарь, классные руководители

5.

Работа по мелкому ремонту литературы с привлечением актива библиотеки и учащихся на уроках труда в начальных классах

 

По мере потребности

Библиотекарь, классные руководители

6.

Периодическое списание фонда с учетом ветхости, морального износа и невостребованности

 

Июнь, декабрь

Библиотекарь

7.

Расстановка фонда после ремонта

 

В течение года

Библиотекарь

8.

Оформление новых разделителей

 

В течение года

Библиотекарь

9.

Оформление подписки на 1,2 полугодие 2012-2013 уч. года

 

Ноябрь, май

Библиотекарь

Справочно – библиографическая работа

1.

Работа с алфавитным каталогом

 

В течение года

Библиотекарь

2.

Создание картотек

 

В течение года

Библиотекарь

3.

Начать электронную каталогизацию фонда

 

октябрь

Библиотекарь

Профессиональное развитие работников

1.

Участие в работе РМО и семинаров

 

В течение года

Библиотекарь

*Индивидуальная работа

В целях улучшения библиотечного обслуживания обучающихся, большее внимание уделять  индивидуальной работе. Изучать читательские интересы учащихся, уровень  читательской самостоятельности детей путем анализа читательских формуляров, дневников чтения и наблюдения за детьми. В соответствии с уровнем читательского развития детей вести беседы при записи в библиотеку, рекомендательные беседы при выдаче книг, беседы о прочитанных книгах, и индивидуальное информирование по интересующей теме. Для практического решения проблемы падения интереса к чтению, привлечь детей младших классов в «Путешествие по стране сказок». Для привлечения детей к чтению объявить ежегодный конкурс «Суперчитатель».

1.

Разъяснять детям правила пользования библиотекой

постоянно

2.

Рекомендательные беседы на абонементе при выдаче книг

постоянно

3.

Беседы о прочитанном

постоянно

4.

Беседы с вновь записавшимися читателями  о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения  книг, журналов и газет

постоянно

5.

Рекомендовать художественную литературу  и периодические издания согласно возрастным  категориям каждого читателя                             

постоянно

6.

Проводить анализ читательских формуляров,«Дневников чтения», выявлять задолжников

1 раз в месяц

7.

Информировать классных руководителей и  о чтении и посещении каждого ребенка

1 раз в месяц

 

*Для обеспечения учета при работе с фондом вести  следующую документацию:

– книга суммарного учета фонда библиотеки;

– инвентарные книги ;

– папка «Акты на списание литературы»;

– папка «Копии накладных»;

– журнал учета учебников;

– читательские формуляры.

Справочно-библиографическое и информационное обслуживание

«Летняя пресса»

«Осень, осень, в гости просим»

«Растительный мир севера» (День леса)

«От Руси к России. История государственной символики»

«Праздник в школе»

«Мама! Роднее нет слова» (День матери)

«Очарованье северной природы»

 «Сказки родного края»

«Рождественская звезда»

«Веселое Новогодье»

«Учись доброму – худое на ум не придет»

«День защитника Отечества». (Подбор стихов, песен, сценариев)

«Планета животных»    (экология)

«Руки дружбы - природе»  (экология)

«Мы без дела не сидим»

«Мамы всякие важны» Подбор книг, стихов, сценариев

«Все работы хороши…»

9 мая – день Победы. «Четыре года по команде: «К бою!»

«Последний звонок» Подбор песен, стихов сценариев

сентябрь

сентябрь

сентябрь

Октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Май


Сделать бесплатный сайт с uCoz