|
Утверждаю: Директор МКОУ СОШ № 22 М.Г.Голобоков ______________________ ПЛАН работы библиотеки МКОУ СОШ № 22 п.Этыркэнна 2012-2013 учебный годРуководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. Но электронные издания могут и должны использоваться не только в составе библиотечных фондов. Массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выиграют. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий. Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего – формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации. Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования основа работы школьной библиотеки. I. Основные задачи библиотеки. - Информационное обеспечение учащихся;
- Информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
- Помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых;
- Педагогическая работа сотрудников школьной библиотеки, так как школьная библиотека – участник образовательного и воспитательного процесса.
II. Основные функции библиотеки: - Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
- Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
- Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
- Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе; помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
III. Контрольные показатели.· - Читатели – 135 человек
- Учащиеся - 109
- Посещаемость – 2 850 посещений
- Книговыдача – 1 800 экз.
IV. Организация библиотечного обслуживания. - Обновление страницы школьной библиотеки на сайте (не реже 1 раза в месяц)
- Организация работы по внедрению программы MARK SQL.
- Отказ от бумажной картотеки и каталогов
- Ведение и обновление электронного каталога общего фонда библиотеки
- Выполнение библиотечно-библиографических справок:
- Ведение тетради учёта библиографических справок,
- Создание базы данных, по выполненным справкам, источником которых служил Интернет
- Накопление собственного банка информации
- Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся школы с применением новых информационных технологий:
- совместно с классными руководителями составить сетку занятий в классные часы, по темам:
Тема 1. Библиотека – что это? Тема 2. История книги. Тема 3. Структура книги. Тема 4. «Говорящие обложки» - самостоятельный выбор. Тема 5. Справочная литература и работа с ней Тема 6. Самостоятельная работа с источником информации. Тема 7. Электронные справочные издания. Тема 8. Ваша безопасность при работе за компьютером и в сети Интернет. Тема 9. Самостоятельная работа в сети Интернет для поиска необходимой информации. Тема 10. Требования к оформлению информации, полученной из всемирной паутины. Тема 11. Требования к созданию презентаций. - Пропаганда и реклама библиотечного фонда книжными выставками, объявлениями, устными рекомендациями
Задачи индивидуального обслуживания: - Помощь в определении тематики чтения.
- Выбор конкретных книг.
- Выполнение запросов.
- Оказание помощи в поиске литературы.
- Ознакомление с источниками информации.
- Перерегистрация и запись новых читателей.
- Беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг.
- Беседы об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, другому носителю информации.
- Подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.
- Проведение индивидуальных бесед о прочитанном:
*выявление уровня читательского развития учащегося, в том числе — была ли ему понятна прочитанная книга; * выявление мнения читателя о данном произведении и его авторе; * выявление вкусов и предпочтений читателя (на примере обсуждения прочитанной книги). - проведение соц. опроса педагогов «Что не устраивает в работе школьной библиотеки?»
- анкетирование учащихся 5-9 классов «Что я люблю читать?»
- Информация для Управляющего Совета школы о пополнении учебниками школьной библиотеки на 2012-2013 учебный год.
- Тематические выставки, посвященные юбилейным и памятным датам
- Стимулирование интереса к чтению
- Литературно-творческие игры, беседы, обзоры, кроссворды, увлекательные путешествия с героями книг.
- Интеллектуальные игры, викторины, конференции
- Мониторинг посещаемости библиотеки
- Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей
- Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой)
V. Формирование библиотечного фонда. - Продолжить формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами
- Обеспечение свободного доступа в библиотеке к художественному фонду (для учащихся 1-4-х классов); к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников)
- Выдача изданий читателям
- Обеспечение работы с фондом читального зала
- Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
- Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий
- Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей
- Работа по мелкому ремонту художественных изданий и учебников с привлечением библиотечного актива
- Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (основной фонд);
- Оформление подписки на периодические издания, контроль доставки;
- Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации
- Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.
Работа по сохранности фонда: - проверка возвращаемых документов
- обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке
- составление списков должников,
- извещение классных руководителей
- обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
VI. Работа с учебным фондом. - Подготовка комплектов учебной литературы и выдача по классам
- Ведение журнала выдачи учебников.
- Мониторинг обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2012 – 2013 учебный год.
- Работа с библиографическими изданиями ( перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
- Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2013 -2014 учебный год
- Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации
- Согласование и утверждение бланка-заказа на 2013-2014 год администрацией школы, его передача районному методисту
- Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа
- Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление электронной картотеки.
- Информирование учащихся и педагогов о новых поступлениях учебников и учебных пособий, через выставки и объявления.
- Размещение новых учебников в фонде
- Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ
- Работа по мелкому ремонту учебной литературы с привлечением библиотечного актива.
- Оформление накладных на поступившую учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию
- Сбор, расстановка учебной литературы
- Пополнение электронной базы данных «Учет учебной литературы» (по классам, по году издания, по автору и т.д.)
- Организация работы по своевременному возврату учебников и учебных пособий.
VII. Работа с родителями - Предоставление родителям информации об обеспеченности учебной литературой
- Предоставление родителям информации о посещаемости их детьми школьной библиотеки
- Оформление стенда «Лучшие читатели библиотеки»;
- Оформление стенда «Самый читающий класс»
- Выступление не общешкольном собрании «Семейное чтение»
VIII. Работа с педагогическим коллективом - Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.
- Выступления на совещаниях и педагогических советах о посещении школьной библиотеки учащимися
- Обзоры педагогической периодики на МО
- Выставки-обзоры поступающих новинок
- Отчет о работе библиотеки и медиатеки за 1 полугодие 2012-2013 учебного года
- Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.
- Оказание методической помощи к уроку
- Подбор литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям и классным часам.
- Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок)
IX. Повышение квалификации. - Использование в работе опыта лучших школьных библиотекарей, участие в конкурсах, как в районных, окружных, так и на педагогических сайтах Интернета, индивидуальные консультации методиста, постоянное изучение информации из профессиональных изданий:
- Журнал «Школьная библиотека» - Газета «Библиотека в школе» и её электронная версия - совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий
- Использование и применение Интернета - Взаимодействие со школьными библиотеками района, районным методистом. - Освоение программы АИБС Marc SQL Школьная версия
1.Работа с читателями № | Содержание работы | Класс | Сроки | Ответственный |
Массовая работа 1. В помощь учебному процессу | 1. | «Наша школьная страна» (книжная выставка ко Дню знаний) | все | Сентябрь | Библиотекарь | 2. | Обзорная экскурсия в библиотеку | 1-е, 5 класс | Сентябрь | Библиотекарь, классные руководители | 3. | Подбор литературы для проведения бесед по профориентации и оформления книжных выставок к предметным неделям | все | В течение года | Библиотекарь | 4. | «Школьная планета» КВН для начальных классов | 3-е, 4-е классы | Сентябрь | Библиотекарь, классные руководители | 6 | Всероссийский «Открытый урок чтения» (по специальному плану) | все | 9 октября | Библиотекарь, классные руководители | 7 | Праздник профессий. Познавательное мероприятие для младших школьников | Начальные классы | Ноябрь | Библиотекарь, классные руководители | 8 | Цикл мероприятий к неделе Детской книги | | Март | Библиотекарь | 9 | Книжная выставка «Знакомься, новый учебник» | все | Май | Библиотекарь | ІІ Воспитание здорового образа жизни | 1. | Книжная выставка «Мы за здоровый образ жизни» | все | Октябрь | Библиотекарь | 2. | «Праздник вежливых ребят» | начальные классы | Октябрь | Библиотекарь, классные руководители | 3. | Конкурс «Турнир рыцарей» | начальные классы, 5 класс | Февраль | Библиотекарь, классные руководители | 4 | Беседа «Ваши права» | 8-9 классы | март | Библиотекарь, классные руководители | ІІІ Нравственное воспитание | 1. | Подбор литературы для бесед о фольклорно-этнографических праздниках: Рождество, Масленица, Пасха. | все | В течение года | Библиотекарь | 3. | Книжная выставка – путешествие по декабристским местам «Их вечен с вольностью союз…» | все | Декабрь | Библиотекарь | 4 | «Несказанное, синее, нежное…» (мероприятие, посвященное творчеству Сергея Есенина) | старшие классы | Декабрь | Библиотекарь | 5 | Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения» | все | По мере требования | Библиотекарь | ІV Экологичское воспитание | 1. | Необычные биологические викторины: Хвостатая викторина», «Забавная анатомия» (по книгам Б.Житкова, И.Акимушкина, Н.Сладкова) | 6-8 классы | Октябрь | Библиотекарь | 2. | Экологический КВН «Общий язык для детей и зверей» | Начальные классы | Апрель | Библиотекарь, классные руководители | V Знаменательные и памятные даты | 1. | Книжная выставка «Детские писатели-юбиляры месяца» ( Б.Житков, А.Толстой, М.Цветаева, Н.Гумилев, Е.Пермяк.) Викторины по книгам писателей-юбиляров. | все | В течение года | Библиотекарь | 2. | Книжная выставка «Новогодний калейдоскоп» | все | Декабрь | Библиотекарь | 3. | Книжная выставка «Служить Отечеству - великая честь» | все | Февраль | Библиотекарь | 4. | Книжная выставка «Горбунок летит по свету…» (посвященная творчеству П.П.Ершова) | все | Март | Библиотекарь | 5. | Книжная выставка «На небо за звездами…» (ко Дню космонавтики) | все | Апрель | Библиотекарь | 6. | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (ко Дню 9 Мая) | старшие классы | Май | Библиотекарь, классные руководители | 7. | Книжная выставка, посвященная 9-му Мая «Этот праздник со слезами на глазах…» | все | Май | Библиотекарь | 8. | «Моя малая родина»- урок Отечества в начальных классах | начальные классы | Май | Библиотекарь | 9. | «Азбука - к мудрости ступенька» Мероприятие ко Дню славянской письменности | начальные классы, 5,6, классы | Май | Библиотекарь | 10. | «Календарные странички» (календарь на месяц) | все | В течение года | Библиотекарь | VІ Индивидуальная работа | 1. | Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов | | Постоянно | Библиотекарь | 2. | Рекомендательные беседы при выдаче книг | все | В течение года | Библиотекарь | 3. | Беседы о прочитанном | 1-5 классы | В течение года | Библиотекарь | 4. | Беседы о новых книгах (книжные выставки новых поступлений) | все | По мере поступления | Библиотекарь | 5. | Выставка одной книги «Это новинка!» | все | По мере поступления | Библиотекарь | 6. | «Десять любимых книг» - рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки) | все | Май | Библиотекарь | VІІ Работа с родителями | 1. | Предоставление родителям информации о новых учебниках | все | Август | Библиотекарь | VІІІ Работа с педагогическим коллективом | 1. | Обзор новой методической литературы | все | По мере поступления | Библиотекарь | 2. | Участие в подготовке семинаров, педагогических советов | | В течение года | Библиотекарь | 3. | Книжная выставка «Учить детей - быть счастливыми» (Ко Дню Учителя) | | Октябрь | Библиотекарь | 1Х Работа с библиотечным активом | 1. | Создать актив читателей | 5-8 классы | Октябрь | Библиотекарь, классные руководители | 2. | Составить план работы | | Октябрь | Библиотекарь | 3. | Заседания актива | | 1 раз в месяц | Библиотекарь, классные руководители | Формирование библиотечного фонда | 1. Работа с фондом учебной литературы | 1 | Подведение итогов движения фонда. Анализ обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2011-2012 учебный год | | Сентябрь | Библиотекарь | 2. | Утверждение перечня учебников на 2012-2013 учебный год | | Ноябрь | Методический совет | 3. | Формирование общешкольного заказа на учебники | | Январь | Библиотекарь | 4. | Оформление заказа | | Январь | Библиотекарь | 5. | Прием и обработка поступивших учебников: - оформление накладных - запись в книгу суммарного учета - штемпелевание - оформление картотеки - составление списков классов | | По мере поступления | Библиотекарь | 6. | Составление отчетной документации, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками | | По мере требования | Библиотекарь | 7. | Прием и выдача учебников (по графику) | | Май-июнь Август - сентябрь | Библиотекарь | 8. | Оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники». | | По мере поступления | Библиотекарь | 9. | Списание фонда с учетом ветхости и смены программ. | | Июнь, декабрь | Библиотекарь | 10. | Рейд по проверке сохранности учебников | | 1 раз в четверть | Библиотекарь, классные руководители | 11. | Составление электронного каталога «Учебники и учебные пособия» | | В течение года | Библиотекарь | 2. Работа с фондом художественной литературы | 1. | Обеспечение свободного доступа в библиотеке: - к художественному фонду (для учащихся 1-4 классов) - к фонду периодики (для всех) | | Постоянно | Библиотекарь | 2. | Выдача изданий читателям | | Постоянно | Библиотекарь | 3. | Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах | | Постоянно | Библиотекарь | 4. | Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий | | Конец четверти | Библиотекарь, классные руководители | 5. | Работа по мелкому ремонту литературы с привлечением актива библиотеки и учащихся на уроках труда в начальных классах | | По мере потребности | Библиотекарь, классные руководители | 6. | Периодическое списание фонда с учетом ветхости, морального износа и невостребованности | | Июнь, декабрь | Библиотекарь | 7. | Расстановка фонда после ремонта | | В течение года | Библиотекарь | 8. | Оформление новых разделителей | | В течение года | Библиотекарь | 9. | Оформление подписки на 1,2 полугодие 2012-2013 уч. года | | Ноябрь, май | Библиотекарь | Справочно – библиографическая работа | 1. | Работа с алфавитным каталогом | | В течение года | Библиотекарь | 2. | Создание картотек | | В течение года | Библиотекарь | 3. | Начать электронную каталогизацию фонда | | октябрь | Библиотекарь | Профессиональное развитие работников | 1. | Участие в работе РМО и семинаров | | В течение года | Библиотекарь |
*Индивидуальная работа В целях улучшения библиотечного обслуживания обучающихся, большее внимание уделять индивидуальной работе. Изучать читательские интересы учащихся, уровень читательской самостоятельности детей путем анализа читательских формуляров, дневников чтения и наблюдения за детьми. В соответствии с уровнем читательского развития детей вести беседы при записи в библиотеку, рекомендательные беседы при выдаче книг, беседы о прочитанных книгах, и индивидуальное информирование по интересующей теме. Для практического решения проблемы падения интереса к чтению, привлечь детей младших классов в «Путешествие по стране сказок». Для привлечения детей к чтению объявить ежегодный конкурс «Суперчитатель». 1. | Разъяснять детям правила пользования библиотекой | постоянно | 2. | Рекомендательные беседы на абонементе при выдаче книг | постоянно | 3. | Беседы о прочитанном | постоянно | 4. | Беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг, журналов и газет | постоянно | 5. | Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя | постоянно | 6. | Проводить анализ читательских формуляров,«Дневников чтения», выявлять задолжников | 1 раз в месяц | 7. | Информировать классных руководителей и о чтении и посещении каждого ребенка | 1 раз в месяц |
*Для обеспечения учета при работе с фондом вести следующую документацию: – книга суммарного учета фонда библиотеки; – инвентарные книги ; – папка «Акты на списание литературы»; – папка «Копии накладных»; – журнал учета учебников; – читательские формуляры. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание «Летняя пресса» «Осень, осень, в гости просим» «Растительный мир севера» (День леса) «От Руси к России. История государственной символики» «Праздник в школе» «Мама! Роднее нет слова» (День матери) «Очарованье северной природы» «Сказки родного края» «Рождественская звезда» «Веселое Новогодье» «Учись доброму – худое на ум не придет» «День защитника Отечества». (Подбор стихов, песен, сценариев) «Планета животных» (экология) «Руки дружбы - природе» (экология) «Мы без дела не сидим» «Мамы всякие важны» Подбор книг, стихов, сценариев «Все работы хороши…» 9 мая – день Победы. «Четыре года по команде: «К бою!» «Последний звонок» Подбор песен, стихов сценариев | сентябрь сентябрь сентябрь Октябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Февраль Февраль Февраль Март Март Апрель Май |
|
|