3 классКлассный руководитель Голобокова Ирина Николаевна |
НАШИ "КЛАССНЫЕ ЧАСЫ" |
|
Урок знаний для 3-го класса по теме "Родники семейных традиций"Голобокова Ирина Николаевна, учитель начальных классов .Цель: формирование системы нравственных ценностей на основе гуманистических принципов внутрисемейных отношений. Задачи:
Оборудование:
Ход занятия (Звучит песня ) «Семейный альбом» сл. М.Танича, муз. Д.Тухманова. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы занятия. На доске ребус: 7Я. - Отгадайте слово, зашифрованное в ребусе. - Какова, по вашему мнению, тема сегодняшнего занятия? - 2008 год в России был объявлен годом семьи. Сегодня мы говорим о семье, её прошлом, настоящем, о её незыблемости и вечности. 3. Экскурс в прошлое. 1) Чтение наизусть стихотворения Л.А.Пеньковой, Г.М.Каратаевой «Кто такие предки» заранее подготовленным учеником: Читает Агарышев Слава . Рассказать хочу вам, детки, Это мама, это папа, Всё, что видим мы сейчас, Много-много лет назад 2) Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Дома». - Издавна наши предки начали вести совместное хозяйство, организовывать семейную жизнь. Стало ясно, что в семье дело спорится веселее, а праздники радостнее. « Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: «Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает». А мать сказала: «Семейная кашка гуще кипит». Ученик читает вслух. - Что значит «жить в ученье»? - Как вы понимаете последние слова рассказа? 3) Сообщения учащихся о документах прошлого: «Домострой», «Юности честное зерцало». - Так повелось на Руси, что в семье жили несколько поколений: бабушки-дедушки, их дети, внуки. Взаимоотношения между членами семьи регулировались правилами. Сообщение ученика 1: Кязимов Руслан. - В 16 веке на Руси появился свод, т.е. сборник, житейских правил и наставлений «Домострой». Главой семьи признавался мужчина. Он обладал очень большими правами, мог наказывать жену, детей. Были в «домострое» правила и для детей. Запись на доске из «Домостроя» «Детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им». «Не забывайте трудов матери и отца, они о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда». Ученик читает вслух выдержки. Сообщение ученика 2: Вербицкий Максим. - В 18 веке появляются правила поведения в семье и обществе для детей, отроков. Называется этот сборник «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению». На доске запись выдержки из сборника «Юности честное зерцало» «В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать» «У родителей речей перебивать не надлежит». «Когда родители их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшко; или государоня матушка». Ученик читает вслух правила. 4) Работа над басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» - Почему дедушку не сажали за стол? - Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? - Зачем Миша делал лохань? - Почему родители Миши заплакали? - Как они стали относиться после этого к дедушке? - Зачем Толстой рассказал эту историю? - Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь? Физкультурная минутка: В нашем классе, как в семье. 5) Работа с пословицами. - Возьмите карточки. Пословицы «рассыпались». Подберите каждому началу пословицы нужное продолжение. Соедините линиями.
- Прочитайте пословицы, которые получились. 4. «Я и моя семья». 1) Сообщения учащихся о своих семьях с опорой на генеалогические древа. Бодина Татьяна и Былкова Яна. - Каждый из вас провел исследовательскую работу. С помощью родителей вы узнали о своих предках, об истории своего рода, составили генеалогические древа — родословные своих семей. По генеалогическому древу можно проследить связь между родственниками. Поделитесь интересными фактами из истории жизни ваших близких людей. Бодина Татьяна и Былкова Яна представляют вниманию учащихся небольшие рассказы о своих семьях. (Генеалогическое древо составляется по приведенному образцу. В круги вклеиваются ксерокопии фотографий) 3) Инсценирование учащимися рассказа В.Осеевой «Печенье» . (Участвуют четверо учеников, исполняющих роли мамы, бабушки, Вовы, Миши.) ( Лобина Светляна , Портных Дима , Трифонова Даша, Агарышев Слава ) Обсуждение ситуации. - Выскажите свое мнение о поступках ребят. - Что чувствовали взрослые — мама и бабушка? - Как нужно было мальчикам поступить, чтобы всем было радостно? - Как вы поступаете в таких случаях? 5. Знакомимся с Конвенцией о правах ребенка. - Каждый человек, в какой бы стране он ни жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности. Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет активно работает Организация Объединенных Наций — ООН. Это самая известная и влиятельная международная организация. 20 ноября 1989 года ООН был принят очень важный документ — Конвенция о правах ребенка. В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод детей. Познакомимся с основными из них. На листочках написаны права ребенка. Дети «по цепочке» вслух читают выдержки из Конвенции. № 1 — право на жизнь № 2 — право на индивидуальность № 3 — право на защиту здоровья № 4 — право на социальное обеспечение № 5 — право на получение среднего и высшего образования № 6 — право на труд № 7 — право на отдых и досуг № 8 — право на участие в культурной жизни № 9 — право на защиту по закону № 10 — право на личную свободу и уважение личности ребенка 6. Подведение итогов. - Какой теме было посвящено занятие? - Что нового узнали? - Выскажите свое мнение о том, какой должна быть семья. - Семья — это самые родные и любимые люди. Какие бы испытания ни приготовила человеку жизнь, поддержку, опору и понимание он всегда найдет в семье. Использованная литература: 1. «Домострой», изд. подг. В.В.Колесов, В.В.Рождественская, СПб.: 2. «Домострой. Юности честное зерцало», М.: «Азбука», 2008 г. 3. «Знакомимся с Конвенцией о правах ребенка».: «АРКТИ», 2008 г. 4. Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». Собрание сочинений в 22 т. М., «Художественная литература», 1982 г., т. 10. 5. В.А.Осеева «Печенье». Собрание сочинений в 4-х томах. М., «Детская литература», 1984 г., т. 2.
|
|