|
Утверждаю Директор МКОУ СОШ №22 Голобоков М.Г._________ «___________________»
Комплексно-целевая программа «Одаренные дети» Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 сельского поселения «Поселок Этыркэн»
Сроки реализации программы: 2011-2015 учебные годы.
Основание для разработки: Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 №176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года «Одаренные дети»
Основные разработчики программы: Администрация МКОУ СОШ №22 п. Этыркэн.
1. Актуальность проблемы. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В основе школьной программы «Одаренные дети» лежит Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 №176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 года «Одаренные дети Красноярья». Реализация данной программы предъявляет и высокие требования к школе. Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в Вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, его развитие сопровождается через урок, через внеурочную деятельность и систему дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности.
Основные идеи работы с одаренными детьми в школе: способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления; одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий; одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей. в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная; основополагающими элементами системы работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые потребности и организованное в пространстве общеобразовательной школы); обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов, а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью; деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
2. Цели и задачи.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Задачи: Обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми ; Создание календарного плана мероприятий для участия в конкурсах различных уровней; Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений; Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми; Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных; Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.
3. Ожидаемые результаты реализации программы - Создана нормативно-правовая база, регламентирующая работу с одаренными детьми в образовательном учреждении; Охвачены различными формами работы с одаренными детьми не менее 70 % школьников; Разработана и реализована летняя образовательная программа «Мир грёз» для детей художественной одарённости; Запланировано ежегодное повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми (1 педагог); Внесены изменения в Положение о стимулирующих надбавках для педагогов, работающих с одаренными детьми. 4. Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одаренные дети» 1.1.Исполнение государственных принципов образования ст.Закона РФ «Об образовании» 1.2.Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей. 1.3.Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся. 1.4.Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми. 1.5.Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми. 1.6.Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений. 1.7.Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми. 1.8.Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Организационная деятельность школы 2.1.Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования. 2.2.Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися. 2.3.Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой. 2.4.Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ЦДТ, ДЮСШ и др.).
3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов. 3.1.Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков. 3.2.Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и республиканских олимпиадах. 3.3.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
4. Наблюдение, контроль за выполнением программы. 4.1.Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживание результатов работы со способными учащимися. 4.2.Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня. 4.3.Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
5. Нормативно-правовая база Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ. Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года «Одаренные дети Красноярья» Положение о работе с одаренными. Положение по проведению школьных олимпиад. Положение о школьной конференции Положение о проведении предметной недели (декады) Устав НОУ Положение «Ученик года» Положение о клубе «Юнармеец» Приказ о назначении ответственных за работу с одаренными детьми Приказ об утверждении тем исследовательских работ
6. Этапы реализации
1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2011-2012 годы) Мониторинг одаренности. Создание: - банка данных по одаренным детям; - банка творческих работ учащихся; - банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; - рекомендаций по работе с одаренными детьми Организация: - системы дополнительного образования; - внеклассной работы по предмету; - деятельности научного общества.
2 этап: деятельностный (2011-2012 годы) - Выявление одаренных детей на ранних этапах развития. - Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся. - Внедрение метода проектов. - Учет индивидуальных достижений. - Проведение выставок детского творчества. - Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2012-2015 года) - Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными. - Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми». - Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
7. Основные мероприятия программы Организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований; Участие в районных и краевых интенсивных школах; Приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работы с одаренными детьми; Приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одаренных детей. Подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников. Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.
8. Основные направления работы. Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и облучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей. В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
Интеллектуальное: Работа школьного НОУ: - Естественно-математическая секция; - Историко-краеведческая секция; - Информационно-коммуникативная секция; - Гуманитарная секция; - Школьные конкурсы, олимпиады, викторины, интеллектуальные игры; - Районные интенсивные школы; - Краевые интенсивные школы; - Подготовка к олимпиадам
Творческое: Спецкурс «Основы журналистики» Мастерская художественного слова «Колокольчики детства» Творческая мастерская ИЗО и прикладного искусства Мастер-класс «Фантазия» Музыкальный класс Районная интенсивная школа Спортивное: Клуб «Юнармеец» Футбольная лига
Социальное (коммуникативное) Школа «Лидер»
9. Кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса Подбор учителей, работающих с одаренными детьми, их профессиональная подготовка. Наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков. Приобретение литературы для углубленного изучения предметов? методической литературы. Создание дидактических, раздаточных материалов. Приобретение дополнительных наглядных пособий. Использование компакт-дисков по предметам. Компьютерные учебные программы.
10. Формы проведения мониторинга реализации Положения о работы с одаренными детьми Наблюдение Общение с родителями Работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа Предметные олимпиады Общешкольная конференция достижений учащихся Предметные недели, декады Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми Внутришкольный контроль Творческие отчеты кружков, студий и спортивных секций Тематические конкурсы, выставки Факультативы НОУ Рейтинг «Наше участие»
11. Модель одаренного ребенка: Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально; Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда; Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность; Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры; Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения; Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
12. Участники реализации данной программы: Администрация школы (директор, заместители); Рабочая группа, состоящая из учителей, имеющих первую квалификационную категорию; Руководители школьных методических объединений; Учителя – предметники; Классные руководители; Руководители кружков и секций. 13. В настоящее время в школе на 4-5 обучается 35 учащихся из них 2 отличника. Детей обучающихся с одной или двумя тройками 15, это дети которые могут учиться на 4 и 5 и школа в ходе реализации программы решит проблему увеличения количества хорошистов, повышения качества знаний.
|
|