Утверждаю

Директор МКОУ СОШ №22

Голобоков М.Г._________

«___________________»

 

 


Комплексно-целевая программа 

«Одаренные дети»

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

 средней общеобразовательной школы №22 сельского поселения

«Поселок Этыркэн»

 

Сроки реализации программы: 2011-2015 учебные годы.

 

Основание для разработки: Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 №176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.

 

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

 

Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года «Одаренные дети»

 

Основные разработчики программы: Администрация МКОУ СОШ №22 п. Этыркэн.

 

1. Актуальность проблемы.  

         Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В основе школьной программы «Одаренные дети» лежит Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 №176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 года «Одаренные дети Красноярья». Реализация данной программы предъявляет и высокие требования к школе.

        Это школа,  где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в Вузы.

        В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

        В школе должны быть свои традиции.

        Школа должна давать современное образование.

        В хорошей школе уважают личность ребенка, его развитие  сопровождается   через урок,  через внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности.

 

         Основные идеи  работы с одаренными детьми в школе:

        способны все дети,  только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;

        одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка,  внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;

        одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации,  что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.

        в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы  образовательная деятельность,  содержательно,  технологически и организационно обеспеченная;

        основополагающими элементами системы  работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые  потребности и  организованное в пространстве общеобразовательной школы); обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов,  а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;

        деятельность педагога по выявлению,  поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей,  а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя,  педагога-наставника,  педагога-консультанта.

        Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

 

         2. Цели и задачи.

 

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

 

Задачи:

        Обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми ;

        Создание календарного плана мероприятий для участия в конкурсах различных уровней;

        Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений;

        Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;

        Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных;

        Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.

 

3. Ожидаемые результаты реализации программы

     - Создана нормативно-правовая  база, регламентирующая работу с одаренными детьми в образовательном учреждении;

        Охвачены различными формами работы с одаренными детьми не менее 70 % школьников;

        Разработана и реализована летняя образовательная программа «Мир грёз» для детей художественной  одарённости;

        Запланировано ежегодное повышение квалификации  кадров по работе с одаренными детьми (1 педагог);

        Внесены изменения в Положение о стимулирующих надбавках для педагогов, работающих с одаренными детьми.

    4. Содержание программы

 

1.     Методические требования к организации и практической реализации программы «Одаренные дети»

1.1.Исполнение государственных принципов образования ст.Закона РФ «Об образовании»

1.2.Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

1.3.Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

1.4.Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров,  работающих с одаренными детьми.

1.5.Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.

1.6.Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми  учащимися, принятие  необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

1.7.Обогащение и распространение опыта педагогов,  работающих с одаренными детьми.

1.8.Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

 

2.       Организационная деятельность школы

2.1.Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

2.2.Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

2.3.Организация методической работы с педколлективом,  обеспечение учебно-методической литературой.

2.4.Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы,  спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ЦДТ, ДЮСШ и др.).

 

3.       Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных  образовательных областей или предметов.

3.1.Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов,  учащихся через формирование факультативов, спецкурсов,  кружков.

3.2.Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и республиканских олимпиадах.

3.3.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

 

4.       Наблюдение, контроль за выполнением программы.

4.1.Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации  и отслеживание результатов работы со способными учащимися.

4.2.Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

4.3.Проведение школьных и классных конференций, конкурсов,  творческих отчетов.

 

5.       Нормативно-правовая база

        Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.

        Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года «Одаренные дети Красноярья»

        Положение о работе с одаренными.

        Положение по проведению школьных олимпиад.

        Положение о школьной конференции

        Положение о проведении предметной недели (декады)

        Устав НОУ

        Положение «Ученик года»

        Положение о клубе «Юнармеец»

        Приказ о назначении ответственных за работу с одаренными детьми

        Приказ об утверждении тем исследовательских работ

 

 

6.       Этапы реализации

 

1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2011-2012 годы)

Мониторинг одаренности.

Создание:

- банка данных по одаренным детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

- рекомендаций по работе с одаренными детьми

Организация:

- системы дополнительного образования;

- внеклассной работы по предмету;

- деятельности научного общества.

 

2 этап: деятельностный (2011-2012 годы)

- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

- Внедрение метода проектов.

- Учет индивидуальных достижений.

- Проведение выставок детского творчества.

- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

 

3 этап: констатирующий (2012-2015 года)

- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

- Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

- Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.

 

7. Основные мероприятия программы

        Организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

        Участие в районных и краевых интенсивных школах;

        Приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе,  развивающих работы с одаренными детьми;

        Приобретение научной и учебно-методической литературы,  необходимой для творческой и исследовательской деятельности одаренных детей.

        Подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников.

        Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.

 

8. Основные направления работы.

         Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и облучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.

         В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

 

Интеллектуальное:

Работа школьного НОУ:

- Естественно-математическая секция;

- Историко-краеведческая секция;

- Информационно-коммуникативная секция;

- Гуманитарная секция;

- Школьные конкурсы, олимпиады, викторины, интеллектуальные игры;

- Районные интенсивные школы;

- Краевые интенсивные школы;

- Подготовка к олимпиадам

 

Творческое:

Спецкурс «Основы журналистики»

Мастерская художественного слова «Колокольчики детства»

Творческая мастерская ИЗО и прикладного искусства

Мастер-класс «Фантазия»

Музыкальный класс

Районная интенсивная школа

Спортивное:

Клуб «Юнармеец»

Футбольная лига

 

Социальное (коммуникативное)

Школа «Лидер»

 

9. Кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

         Подбор учителей, работающих с одаренными детьми, их профессиональная подготовка.

         Наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов,  учащихся через формирование факультативов,  спецкурсов, кружков.

         Приобретение литературы для углубленного изучения предметов? методической литературы.

         Создание дидактических,  раздаточных материалов.

         Приобретение дополнительных наглядных пособий.

         Использование компакт-дисков по предметам.

         Компьютерные учебные программы.

 

10. Формы проведения мониторинга реализации Положения о работы с одаренными детьми

        Наблюдение

        Общение с родителями

        Работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа

        Предметные олимпиады

        Общешкольная конференция достижений учащихся

        Предметные недели, декады

        Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми

        Внутришкольный контроль

        Творческие отчеты кружков,  студий и спортивных секций

        Тематические конкурсы, выставки

        Факультативы

        НОУ

        Рейтинг «Наше участие»

 

11. Модель одаренного ребенка:

        Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;

        Личность,  способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

        Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

        Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

        Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,  воспринимающая и другого человека как личность, имеющую  право на свободу выбора, самовыражения;

        Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

 

12. Участники реализации данной программы:

        Администрация школы (директор, заместители);

        Рабочая группа,  состоящая из учителей, имеющих первую квалификационную категорию;

        Руководители школьных методических объединений;

        Учителя – предметники;

        Классные руководители;

        Руководители кружков и секций.

13. В настоящее время в школе на 4-5 обучается 35 учащихся из них 2 отличника. Детей обучающихся с одной или двумя тройками 15, это дети которые могут учиться на 4 и 5 и школа в ходе реализации программы решит проблему увеличения количества хорошистов, повышения качества знаний.

 

 

 

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz